Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Закаляемся с пелёнок
0

Здоровье и уход

Закаляемся с пелёнок

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский считал, что понятие закаливания пришло в медицинскую науку из техники, где под ним подразумевается превращение относительно мягкого металла в более твердый, упругий и прочный. Так и по отношению к человеку: под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма всем вредным влияниям, которым он подвергается. Такая тренировка полезна всем, но для маленьких детей она приобретает особое значение.


Врач-неонатолог, невролог, педиатр высшей категории, консультативно- диагностическая поликлиника Медицинского центра управления делами Президента РФ

Зачем нужно закаливание?

От того, как растет и разви­вается ребенок в первые годы своей жизни, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Сталки­ваясь с массой микробов и виру­сов, только что родившийся ма­лыш часто оказывается безза­щитным передними. Частые ин­фекционные заболевания в пер­вые годы жизни способны исто­щить и так еще неокрепший ор­ганизм крохи, отразившись на его физическом и нервно-психи­ческом развитии. Но все же при­рода наделила новорожденного множеством приспособитель­ных и защитных механизмов. Это и механизмы терморегуля­ции, предупреждающие перег­ревание и переохлаждение, и иммунная система, способная вырабатывать факторы защиты против микробов и вирусов, и барьерные механизмы кожи, ды­хательных путей, кишечника.

Создавая тепличные условия для жизни любимого крохи, мы лишаем работы врожденные ме­ханизмы адаптации. В результа­те солнце, воздух и вода, жиз­ненно необходимые малышу, становятся для него опасными. Закаливание является самым простым и доступным и в то же время очень эффективным спо­собом укрепления защитных сил организма. У незакаленного че­ловека при охлаждении сужают­ся не только сосуды кожи, но и сосуды носоглотки. При этом клетки слизистой оболочки носа начинают плохо снабжаться кровью, снижается выделение ими защитных веществ, способ­ных убивать вирусов и микро­бов. Если же ребенок закален­ный, то под влиянием холода со­суды вначале сужаются, а потом резко расширяются. Во время закаливания мы как бы трениру­ем способность сосудов изме­нять свой просвет (сужаться илирасширяться) под воздействием различных температур. Закали­вание также способствует пра­вильному обмену веществ, ока­зывает положительное влияние на физическое развитие ребенка. Закаливание проводят, ис­пользуя воздействие на орга­низм ребенка факторов окружа­ющей нас среды - воздуха, во­ды, солнца. Для детей первого года жизни наиболее приемлемо закаливание воздухом и водой.

Солнце, воздух...

Закаливание воздухом следу­ет начинать с создания опти­мального температурного ре­жима в помещении, где находит­ся малыш. Для новорожденного ребенка температура воздуха в комнате должна быть +23 °С, в возрасте 1—3 месяцев — + 21—22 °С, в возрасте от 3 месяцев до 1 года — +20—21°С, а старше 1 года-----18—20 °С. Необходимо ежедневно проветривать помещение. Сквоз­ное проветривание можно прово­дить лишь в то время, когда ма­лыша в комнате нет. Зимой про­ветривать комнату следует 4—5 раз в день по 10—15 минут, а ле­том можно постоянно держать открытой форточку. При этом воздух в комнате обогатится кис­лородом, а снижение температу­ры воздуха на 1 —2 °С имеет за­каливающий эффект. Не секрет, что младенцы более комфортно чувствуют себя именно не в душ­ном помещении, особенно это касается детей с неврологичес­кими нарушениями.

Одними из первых закалива­ющих процедур для малыша яв­ляются воздушные ванны, ко­торые он начинает получать уже с первых минут своей жизни. Они усиливают обмен веществ, повышают поступление кисло­рода в организм не только через легкие, но и через кожу, улучша­ют состояние нервной системы, активизируют механизмы тепло­обмена, оказывая тренирующий эффект на сосуды кожи.

На первом году жизни воздуш­ные ванны младенец получает во время пеленания и переодевания, проведения гимнастики и масса­жа. Их проводят при температуре в комнате +20—23 °С для ребен­ка первого года жизни, постепен­но снижая температуру до +18—19 °С на втором году жизни.

В первом полугодии жизни воздушные ванны начинают проводить, оставляя кроху раз­детым на 1—2 минуты, в даль­нейшем ежедневно прибавляя по 1 минуте и постепенно увели­чивая время процедуры до 10— 15 минут, а у детей во втором по­лугодии жизни — до 30 минут. Во время процедуры ребенок обязательно должен активно двигаться. Со второго месяца жизни воздушные ванны лучше сочетать с массажем и гимнасти­кой. Если малыш беспокоится, икает, появились «гусиная кожа» и частые мочеиспускания, веро­ятно переохлаждение — необхо­димо прекратить проведение воз­душной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжитель­ность.

Уже с первого месяца жизни необходимо приучать ребенка к прогулкам на свежем воздухе.

Пребывание на свежем воздухе улучшает сон и аппетит, является средством профилактики рахита, повышает сопротивляемость ды­хательных путей инфекциям.

В летнее время новорожден­ного впервые выносят на про­гулку со второй недели жизни. Время первых прогулок— 15—20 минут; постепенно его дово­дят до 6—8 часов в день. В хо­лодное время года прогулки на­чинают с 2—3-недельного воз­раста при температуре воздуха не ниже -5°С, начиная с 10—15 минут и постепенно, в течение 10—14 дней, увеличивая про­должительность прогулки до 1,5—2 часов 2 раза в день. В возрасте 1 —3 месяцев выносить детей на прогулку можно при температуре воздуха до -10 °С, а старше 6-месячного возраста — до -15 °С. В более холодную по­году прогулки можно проводить на застекленном балконе либо в комнате при открытой балкон­ной двери. Во время прогулки постоянно следите за самочув­ствием ребенка. Спокойный сон, розовый цвет лица, теплые руч­ки, ножки и нос свидетельствуют о том, что малыш чувствует себя комфортно, а значит, одет по по­годе. Если во время прогулки ре­бенок беспокоен, лицо бледное, а нос и конечности холодные, -это говорит о переохлаждении. Беспокойный сон, потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко. Закали­вать закутанного в несколько слоев одежды, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха ребенка — занятие бесперспек­тивное.

В летнее время во время прогулки на свежем воздухе ма­лыши могут принимать свето-воздушные ванны. Прямые сол­нечные лучи противопоказаны детям первого года жизни, так как маленькие дети очень чувствительны к воздействию ультрафиолета. Лучше, если ре­бенок будет находиться под рас­сеянными солнечными лучами, в кружевной тени деревьев. Летом грудные дети должны принимать свето-воздушные ванны притемпературе воздуха +22— 24 °С в безветренную погоду. Во время бодрствования через 1 — 1,5 часа после еды ребенка раз­девают, оставляя голеньким на несколько минут (для грудных детей следует начинать с 3 ми­нут, для более старших — с 5 минут) и постепенно увеличивая время процедуры до 30 минут. Оптимально проводить ванны в утренние часы: в средней полосе России — с 9 до 12 часов, в жар­ком климате — с 8 до 10 часов. Во время проведения процедур малыш должен быть активным (играть игрушками, ползать или ходить), а на голове у него обяза­тельно должна быть панамка. Если годовалый малыш хорошо переносит свето-воздушные ванны, со временем его можно подставить под прямые солнеч­ные лучи, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая продол­жительность до 5—10 минут. Лучше принимать солнечные ванны в утренние (с 8 до 10 ча­сов) или вечерние часы (после 17 часов). Если во время проце­дуры малыш беспокоен, возбуж­ден, появились испарина и пок­раснение лица, необходимо прекратить процедуру, перемес­титься в тень и напоить ребенка водой.

...И вода

Наиболее сильным и эффек­тивным средством закаливания является вода. Привычные для малыша умывание, гигиеничес­кая ванна, душ могут быть ис­пользованы в оздоровительных целях. Водные процедуры могут быть местными (умывание, обти­рание, ножные ванны) и общими (гигиеническая ванна, облива­ние, плавание). Для получения закаливающего эффекта необхо­димо соблюдать контрастность воздействия, постепенно снижая температуру воды и увеличивая время воздействия. Правильно проводимые водные процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.

Закаливание умыванием у детей первого года жизни прово­дят водой +28 °С, умывая лицо и кисти рук. Постепенно температуру воды снижают на 1 °С каждые 2—3 дня, доводя ее до +22—20 °С. С возрастом рас­ширяют площадь воздействия, умывая лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтей.

Как только малыш привык­нет к водным процедурам, пере­ходите к обтиранию. Ослаблен­ным и недоношенным детям в течение 1—2 недель желатель­но сначала проводить растира­ния сухой фланелевой рукавич­кой до слабого покраснения ко­жи, а затем уже начинать влаж­ные обтирания. Обтирание де­тей первого года жизни начина­ют водой температуры 34 — 35 °С, постепенно понижая тем­пературу до 28 °С в течение 2— 3 недель (на 1 °С каждые 3—4 дня). Смоченной в воде вареж­кой из фланелевой либо махро­вой ткани обтирают сначала руч­ки (от кисти до плеча), затем ножки (от ступни до колена) в течение 1 —2 минут. Через 1 —2 недели детям в возрасте 3 меся­цев и старше обтирают ручки, затем ножки, постепенно добав­ляя обтирание груди (круговыми движениями по часовой стрелке, обходя соски), спины (от середи­ны позвоночника к бокам по хо­ду ребер) и живота (по ходу ча­совой стрелки — центр в области пупка). Сразу после влажного обтирания каждую часть тела надо обязательно вытирать на­сухо до легкого покраснения.

Ученые доказали, что подош­вы стоп — одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. На коже стоп распола­гается множество нервных окон­чаний, рефлекторно связанных со всеми органами и системами на­шего организма. На стопе распо­лагаются терморецепторы (нерв­ные окончания, которые реагиру­ют на холод и тепло). Стоит неза­каленному малышу промочить ноги, как тут же появляются пер­вые признаки болезни. Поэтому закаливание этих рецепторов имеет особое значение. * Наиболее распространенным для детей на пер­вом году жизни является местное обливание ног.

При этом можно использовать как обливание с постепенным снижением температуры воды, так и применение контрастного обливания ног.

Обливание стоп начинают водой температуры +36—35 °С, снижая температуру воды каждые 3—4 дня на 1 °С и доводя ее до +30 °С для детей первого полугодия жизни и до +28 °С во втором полугодии. Обливание стоп у детей старше года проводят водой +26—24 °С.

При проведении контрастного обливания ног или контрастных ножных ванн необходимо соблю­дать правило: обливать или погружать в холодную воду можно только теплые ножки. Сначала ноги об­ливают теплой водой (+36 °С), затем холодной (+24—20 °С), а в конце — снова теплой (+36 °С).

Контрастные ножные ванны можно прово­дить в виде игры, перемещая ножки ребенка из тазика с теплой водой в тазик с холодной. При этом температура теплой воды должна быть +36—38 °С, а холодной — в первый раз на 3— 4 °С ниже. Каждые 5 дней температуру в тазике с холодной водой понижают на 1 °С, постепенно доводя до +24—20 °С. За одну процедуру прово­дят от 3 до 6 погружений. У здоровых детей про­цедуру следует заканчивать холодной водой, а у ослабленных — теплой.

Летом, если малыш уже начнет топать, не бойтесь дать ему возможность побегать босиком по земле, песку, траве. Вы увидите, сколько ра­дости испытает он от этого!

Сильнодействующие методы водного закали­вания (моржевание, баня, сауна), как правило, применяются для детей с 2—3 лет, когда орга­низм малыша уже адаптировался к испытанным ранее более щадящим методам.

К сожалению, закаливание не сможет огра­дить малыша от всех болезней, но, безусловно, поможет ему более легко и быстро преодолеть любые болезненные состояния, так как организм закаленного ребенка лучше сопротивляется ин­фекциям и активнее с ними борется.

Перед тем как начать закаливать ребенка, необходимо знать некоторые правила

В период ранней адаптации - сразу после рождения и до 1-го месяца жизни - к закаливающим процедурам относятся лишь воз­душные ванны перед каждым пе­ленанием, свободная хлопчатобу­мажная одежда с раскрытыми ру­кавами распашонок для свобод­ного доступа воздуха к коже, ежедневное купание в специаль­ной детской ванночке. А груднич­ковое плавание как мощную зака­ливающую процедуру можно на­чинать лишь с 3 недель жизни, когда ребенок уже прошел первый этап адаптации к новому самосто­ятельному существованию, но при этом не утратил еще безусловных рефлексов и «не забыл» внутриут­робной жизни в среде, близкой к водной.

Перед началом закаливания необходимо обязательно посове­товаться с врачом. Если малыш за­болел, продолжать закаливание нельзя до полного выздоровле­ния!

Следует отметить, что физио­логическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наобо­рот, подавления иммунной актив­ности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном зака­ливании ребенка низкими темпе­ратурами, например при облива­нии ледяной водой. Поэтому боль­шинство врачей, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают, что ку­пание в ледяной воде противопо­казано детям.

  1. Процедуры следует прово­дить систематически во все време­на года без перерывов, так как на­иболее значимый и стойкий зака­ливающий эффект возникает лишь при повторении темпера­турных нагрузок. При прекраще­нии процедур у детей на первом году жизни эффект закаливания исчезает в более короткие сроки, чем у взрослых, — через 5—7 дней. В зависимости от времени года за­каливающие процедуры должны заменяться, а не отменяться. Зака­ливание будет иметь эффект лишь в том случае, если оно станет для ребенка составляющей его естест­венного образа жизни и будет со­четаться с обычными для него ме­роприятиями, такими, как умыва­ние, воздушные ванны, гимнасти­ка, прогулка, игра, купание, сон.
  2. Проводя закаливание, необ­ходимо усиливать воздействие постепенно. Переходя от более слабых по воздействию процедур к более сильным (например, от обтирания к обливанию, затем к принятию душа, купанию), необ­ходимо постепенно увеличивать и их продолжительность.
  3. Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чтобы получить оздоро­вительный эффект от закалива­ния, каждое температурное воз­действие должно соответствовать возможностям организма. Нес­мотря на более интенсивные об­менные процессы в организме, нужно помнить, что маленькие дети в силу незрелости механиз­мов теплообмена охлаждаются значительно быстрее взрослых. Особенно это касается недоно­шенных и ослабленных детей.
  4. Необходимо стремиться, что­бы закаливание вызывало у ре­бенка только положительные эмо­ции. Не настаивайте на выполне­нии процедуры, если кроха рас­строен, плачет, лучше отложите ее проведение на время или перене­сите на следующий день. Если ре­бенок боится, попробуйте прово­дить процедуры в форме игры.
  5. Важно следить за состоянием ребенка во время закаливания. Начинать закаливающие проце­дуры можно лишь в том случае, если тело, ручки и ножки малыша теплые. Если ребенок охлажден, а значит, его сосуды сужены, выра­ботать положительную реакцию на закаливание не получится - он лишь еще больше охладится. Се­анс закаливания надо тотчас прек­ратить, если малыш напряжен, скован, дрожит, а тело его бледное или даже посинело. Пользы от это­го не будет. В следующий раз ис­пользуйте более высокую темпе­ратуру, так как во время закалива­ния тело малыша должно быть ро­зовым, а сам он - подвижным, ак­тивным, полным энергии.

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

0 комментариев


Загрузка...

Комментарии к статье

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.



Конкурсы

Кастинг "Хочу на обложку"

Активная мама - активный малыш!!!
Активная мама - активный малыш!!!
daryaanfiniti
Новогодняя беременность
Новогодняя беременность
Надежда
ждём долгожданного сыночка
ждём долгожданного сыночка
Эльвира
В ожидании Чуда :)
В ожидании Чуда :)
violetta22
В ожидании нашей малышки Миланы
В ожидании нашей малышки Миланы
Екатерина
Ждем нашу Стефанию.
Ждем нашу Стефанию.
Анна
Наша маленькая(пока ещё) семья!
Наша маленькая(пока ещё) семья!
Анастасия
В ожидании доченьки
В ожидании доченьки
Татьяна
Наш долгожданный!))
Наш долгожданный!))
Марианна
Марианна
Марианна
Лена Плеханова
Киндер сюрприз
Киндер сюрприз
Александра
31 неделя (съёмка 2 недели назад)
31 неделя (съёмка 2 недели назад)
Дарья
Я беременна
Я беременна
паладьева татьяна
срок беременности 34 недели
срок беременности 34 недели
Ирина
В ожидании нашей малышки
В ожидании нашей малышки
daryaanfiniti
Беременность 28 недель
Беременность 28 недель
Иоланта
фото до беременности
фото до беременности
Юлия Арбузова
Ждем малышу!
Ждем малышу!
Анжелика
фото-2
фото-2
Диана
5 месяц
5 месяц
Светлана
Новогодняя сказка,в ожидании чуда
Новогодняя сказка,в ожидании чуда
Виолетта
прекрасные мгновения в период будущей мамы
прекрасные мгновения в период будущей мамы
Ольга
Я и малыш
Я и малыш
Лидия Миронова
Кастинг
Кастинг "Хочу на обложку"
natalia
Нам уже 9 ый месяц
Нам уже 9 ый месяц
Лира
Хочу на обложку
Хочу на обложку
liliya.kosheleva@yandex.ru
Наше счастье
Наше счастье
Екатерина
В ожидании чуда
В ожидании чуда
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...







Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый