Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


перинатальное поражение ЦНС у ребенка: диагностика, лечение и последствия
47 4.6

Здоровье и уход

перинатальное поражение ЦНС у ребенка: диагностика, лечение и последствия

Диагноз «перинатальное поражение ЦНС» объединяет большую группу различных по причине и происхождению поражений головного и спинного мозга, возникающих во время беременности, родов и в первые дни жизни малыша.


Врач-педиатр,канд. мед. наук,ММА им. И.М. Сеченова

Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы в течении заболевания выделяют три периода:

  • острый - 1-й месяц жизни);

  • восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных);

  • исход заболевания.

В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

Синдромы острого периода

К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром,  гипертензионно-гидроцефальный синдром.

При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией^ мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, бес-покойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем.

При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром, при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефапьного синдрома, который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз -это называется нистагм) и др.

Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

 

Синдромы восстановительного периода

В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют следующие синдромы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, эпилептический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного раз-вития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности -гиперкинезы (непроизвольные движения, вы-званные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз) препятствуют совершению целенаправленных движений, формированию у малыша нормальных двигательных функций. При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша.

Исходы заболевания

К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

  • задержку психического, моторного или речевого развития;

  • цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);

  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью,   импульсивностью,  трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

В диагнозе врач должен обязательно отразить предполагаемые причины повреждения центральной нервной системы, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике. Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью - ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

 

Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС - компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии. В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

Почему возникают нарушения в работе ЦНС?

Анализируя причины, приводящие к нарушениям в работе ЦНС новорожденного, врачи выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

  • гипоксические поражения ЦНС, при которых основным повреждающим фактором является гипоксия (недостаток кислорода);

  • травматические поражения, возникающие в результате механического повреждения тканей головного и спинного мозга в родах, в первые минуты и часы жизни ребенка;

  • дисметаболические и токсико-метаболические поражения, основным повреждающим фактором которых являются нарушения обмена веществ в организме ребенка, а также повреждения в результате употребления беременной токсических веществ (лекарств, алкоголя, наркотиков» курения);

  • поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода» когда основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (вирусы, бактерии и другие микроорганизмы).

Помощь детям с повреждениями ЦНС

В связи с возможностями ранней диагностики перинатальных поражений ЦНС лечение и реабилитация этих состояний должны осуществляться как можно в более ранние сроки, с тем чтобы лечебные воздействия пришлись на первые месяцы жизни малыша, когда нарушения еще обратимы. Следует сказать, что способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики именно в этот период жизни. Именно в первые месяцы жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом, Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов болезни.

Оказание помощи детям с повреждениями ЦНС осуществляется в три этапа.

 

Первый этап предполагает помощь, оказываемую в родильном доме (родильном зале, палате интенсивной терапии, отделении реанимации новорожденных) и включает в себя восстановление и поддержание работы жизненно важных органов (сердца, легких, почек), нормализацию обменных процессов, лечение синдромов повреждения ЦНС (угнетения или возбуждения, судорог, отека мозга, повышенного внутричерепного давления и др.). Именно на первом этапе помощи основными в лечении детей с тяжелыми повреждениями ЦНС являются медикаментозная и интенсивная (например, искусственная вентиляция легких) терапия.

На фоне лечения состояние малышей постепенно улучшается, однако многие симптомы поражения ЦНС (нарушения тонуса мышц, рефлексов, быстрая утомляемость, беспокойство, дисфункции в работе легких, сердца, желудочно-кишечного тракта) могут сохраняться, что требует перевода детей на второй этап лечения и реабилитации, а именно - в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей либо в неврологическое отделение детской больницы.

На данном этапе назначают препараты, направленные на ликвидацию причины заболевания (инфекций, токсических веществ) и воздействующие на механизм развития болезни, а также лекарства, используемые для лечения тех или иных синдромов повреждения ЦНС. Это препараты, улучшающие питание нервных клеток, стимулирующие созревание мозговой ткани, улучшающие микроциркуляцию2 и мозговое кровообращение, снижающие мышечный тонус и др. Помимо медикаментозной терапии, у доношенных детей на фоне улучшения состояния с конца 3-й недели жизни (у недоношенных детей - несколько позже) могут быть назначены курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики, сеансы электрофореза и другие методы реабилитации.

После окончания курса лечения большинство детей выписываются домой с рекомендациями дальнейшего наблюдения в условиях детской поликлиники (третий этап реабилитации). Врач-педиатр совместно с невропатологом, а по необходимости - и с другими узкими специалистами (окулистом, отоларингологом, ортопедом, психологом, физиотерапевтом и др.) составляет индивидуальный план наблюдения ребенка на первом году жизни. В этот период все большее значение начинают приобретать немедикаментозные методы реабилитации, такие, как массаж, лечебная гимнастика, электрофорез, импульсные токи, иглорефлексотерапия, тепловые процедуры, бальнеолечение (лечебные ванны), плавание, а также психолого-педагогические методы коррекции, направленные на развитие моторики, речи и психики ребенка.

Если повреждения центральной нервной системы нетяжелые и малыш выписан из родильного отделения домой, важно создать лечебно-охранительный режим во время острого периода заболевания. А это значит - оберегать ребенка от лишних раздражителей (громкий звук радио, телевизора, громкие разговоры), создать условия температурного комфорта (избегать как перегревания, так и переохлаждения), не забывая регулярно проветривать комнату, в которой находится малыш. Кроме того, следует максимально оградить ребенка от возможности любого инфицирования, ограничив посещение новорожденного знакомыми и родственниками.

 

Особое внимание следует уделять правильному питанию, так как оно является мощным лечебным фактором. В грудном молоке содержатся все необходимые питательные вещества для полноценного развития ребенка. Ранний перевод на искусственное вскармливание приводит к раннему началу и более частому развитию инфекционных заболеваний. Между тем защитные факторы молока матери способны частично компенсировать недостаток собственных иммунных факторов в этот период развития, позволяя малышу направить все свои компенсаторные возможности на восстановление нарушенных функций после перенесенной гипоксии. А содержащиеся в грудном молоке биологически активные вещества, гормоны, факторы роста способны активировать процессы восстановления и созревание ЦНС. Кроме того, материнские прикосновения во время кормления ребенка грудью являются важным эмоциональным стимулятором, способствующим снижению стрессового состояния, а значит, более полноценному восприятию детьми окружающего мира.

Недоношенные и дети, родившиеся с тяжелыми повреждениями ЦНС, в первые дни жизни нередко вынуждены вскармливаться через зонд или из бутылочки. Не отчаивайтесь, а постарайтесь сохранить грудное молоко, регулярно сцеживая его и давая малышу. Как только состояние вашего крохи улучшится, он обязательно будет приложен к груди матери.

Важное место в восстановительном периоде занимают лечебный массаж и гимнастика, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, повышая тем самым общую реактивность организма, способствуют психомоторному развитию ребенка. Курс массажа включает от 10 до 20 сеансов. В зависимости от степени тяжести поражения ЦНС на первом году жизни проводятся не менее 3-4 курсов массажа с интервалом 1-1,5 месяца. При этом родители между курсами продолжают дома заниматься с ребенком лечебной гимнастикой, предварительно обучившись в ходе занятий.

Методики массажа и лечебной гимнастики зависят, в первую очередь, от характера двигательных нарушений, особенностей изменения мышечного тонуса, а также от преобладания тех или иных синдромов поражения ЦНС.

Так, при синдроме гипервозбудимости используют приемы, направленные на снижение общей возбудимости (покачивание в позе эмбриона или на мяче) и мышечного тонуса (расслабляющий массаж с элементами точечного массажа). В то же время у детей с признаками угнетения нервной системы применяют укрепляющий массаж мышц спины, живота, ягодичных мышц, а также расслабленных ручек и ножек.

Массаж и лечебная гимнастика создают благоприятные условия для общего развития ребенка ускоряют развитие двигательных функций (освоение таких навыков, как приподнимание и удержание головы, повороты на бочок, живот, спину, сидение, ползание, самостоятельная ходьба). Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах - мячах, роллах (валиках). Они используются для развития вестибулярных функций, способствуют расслаблению напряженных и укреплению расслабленных мышц, воде. При этом упражнения проводятся в обычных ваннах, их продолжительность вначале составляет 5- 7 минут и постепенно увеличивается до 15 минут. В начале курса желательно пройти обучение с медицинским инструктором, а далее возможно проведение занятий в домашней ванне. Вода не только тонизирует слабые мышцы и расслабляет напряженные, стимулирует обмен веществ и кровообращение, обладает закаливающим эффектом, но и оказывает успокаивающее действие на нервную систему малыша. Следует отметить, что повышение внутричерепного давления у детей не является противопоказанием к плаванию - в этом случае лишь следует исключить ныряние.

 

Возможно также проведение стимулирующего подводного душа-массажа в теплой ванне. Массирующее воздействие на мышцы при этом оказывает вода, поступающая через широкий наконечник под небольшим давлением (0,5 атмосфер). Для этого струю воды медленно передвигают от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. Этот массаж проводится в условиях стационара или поликлиники.

Среди водных процедур, обладающих лечебными воздействиями, для детей с перинатальными поражениями ЦНС используют бальнеотерапию - принятие лечебных ванн. Благодаря особенностям кожи у детей (высокая проницаемость, богатая сосудистая сеть, обилие нервных окончаний - рецепторов), лечебные ванны особенно эффективны. Под действием растворенных в воде солей усиливается кровообращение и обмен веществ в коже, мышцах и всем организме. Эти процедуры родители могут проводить самостоятельно в домашних условиях, получив рекомендации врача. Соленые ванны готовятся из расчета 2 столовые ложки морской или поваренной соли на 10 л воды, температура воды 36°С. Принимают процедуры от 3-5 до 10-15 минут через день, курс лечения 10-15 ванн. У возбудимых детей к соленым ваннам нередко рекомендуют добавлять хвойные, а также ванны с отварами валерьяны, пустырника, обладающие успокаивающим действием на ЦНС.

Среди методов физиотерапии наиболее часто используют лекарственный электрофорез, импульсные токи, индуктотермию, ультразвук и др. Введение в организм лекарственных веществ с помощью постоянного тока (электрофорез) улучшает кровообращение в тканях и тонус мышц, способствует рассасыванию очагов воспаления, а при воздействии на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение и деятельность головного мозга. Воздействие импульсных токов различных характеристик может оказывать как возбуждающее, так и тормозящее действие на мышцы, что часто используют в лечении парезов и параличей.

В лечении перинатальных поражений ЦНС у детей применяют и местные тепловые процедуры (теплолечение) при помощи накладывания на пораженные участки аппликаций озокерита (горный воск), парафина или мешочков с песком. Тепловые воздействия вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливая кровообращение и обмен веществ, кроме того, активизируются восстановительные процессы, снижается тонус мышц. Для этого предварительно нагретый до 39-42°С озокерит накладывают на место воздействия, накрывают одеялом и оставляют действовать в течение 15-30 минут в зависимости от возраста. Процедуры проводят через день в количестве 15-20 на курс лечения.

Воздействие на особо чувствительные точки с целью стимуляции рефлексов проводят, используя метод иглорефлексотерапии. При этом воздействия могут проводить акупунктурной (используемой в иглорефлексотерапии) иглой, импульсным электрическим током, лазерным излучением или магнитным полем.

С началом восстановительного периода заболевания необходимо постепенно расширять слуховые, зрительные, эмоциональные контакты с малышом, так как они являются своего рода немедикаментозными «ноотрофами» - стимуляторами для развивающегося мозга. Это игрушки, развивающие коврики и комплексы, книги и картинки, подбираемые индивидуально музыкальные программы, записанные на магнитофон, и конечно песни матери.

Однако следует помнить о том, что чрезмерное увлечение программами раннего развития может привести к утомлению и срыву еще не вполне окрепшей нервной системы малыша. Поэтому во всем проявляйте умеренность и терпение, а еще лучше - не забывайте обсудить все начинания с лечащим врачом. Помните - здоровье вашего ребенка в ваших руках. Так не жалейте времени и сил на восстановление пострадавшего малыша.

Новинки медицины для реабилитации малыша

К новым методам реабилитации детей с поражениями ЦНС можно отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (реабилитационная кроватка «Сатурн»).  Для этого ребенка помещают на индивидуальной пеленке в нагретую до требуемой температуры «псевдожидкость» из стеклянных микрошариков, двигающихся в кровати под воздействием воздушного потока. Создается эффект плавучести (близкий к внутриутробному), при котором до 65% поверхности тела ребенка оказывается погруженным в «псевдожидкость». При этом мягкое массажное воздействие на кожу микрошариков приводит к раздражению периферических нервных окончаний и передаче импульсов в центральную нервную систему, что обеспечивает лечение параличей.

Еще одним из новых методов реабилитации является метод «сухой иммерсии», при котором также создается эффект частичной имитации внутриутробного состояния ребенка, При этом малыши располагаются на полиэтиленовой пленке, свободно лежащей на покачивающейся поверхности воды с температурой 35~37°С Во время сеанса возбужденные дети успокаиваются, часто засыпают, что способствует снижению мышечного тонуса» тогда как дети с угнетением ЦНС несколько активизируются.


1Перинатальный - относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько дней после рождения ребенка. Этот период длится с 28-й недели беременности по 7-Й день после рождения ребенка.

2Движение крови по мельчайшим сосудам организма с целью лучшей доставки к клеткам кислорода и питательных веществ, а также выведения продуктов обмена клеток

 

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

47 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—10 из 47

город Чебоксары, если будет необходимость, пишите на мэйл, подскажу врачей каких знаю, уже кажется всех обошли =) ganga_blin@mail.ru

26 октября 2016 16:01

и еще, к предыдущему комментарию, сухая иммерсия - это вещь! Даже здоровым она прекрасно подходит. Берете ванночку детскую, наливаете 2/3 воды 37*, сверху просто кладете большой кусок (чтобы много свисало со всех краев) полиэтиленовую пленку (в хоз магазине), сверху пеленку и все. Туда ребенка в подгузнике, можно голово, но мой часто сикался и становилось некомфортно, так от 5 минут и до 40 мой лежал, засыпал там,можно имитировать легкое покачивание. + я включала на телефоне тихо классику сонную. Ушла мраморность кожи, гипервозбудимость уменьшилась и вообще только положительно могу отозваться, главное не отходите, мало ли.

26 октября 2016 15:58

В этой статье просто выжимка по ППЦНС, по крайней мере в нашем случае. У меня была отличная запланированная беременность, легкая и все показатели отличные. Зачем договариваться о родах - думала я, а зря! Моему ребенку свернули шею в родах, повредив шейный отдел позвоночника, спинной мозг, да еще и оставили на 3 часа лежать рядом со мной, где он просто задохнулся и" умер", произошло кровоизлияние в мозг, легкие и куда только можно... Реанимация и слова: так бывает, смиритесь, он умрет... В итоге перевели в Республиканский перинатальный центр, лучший в Республике и это было спасением. 10 дней реанимации без прогнозов, месяц мы с ребенком лежали на 2 этапе в патологии. Еще там у нас была отличная врач, которая обьяснила всю важность именно первого месяца, для тех кто дочитал и у кого ребенок с ППЦНС: что делали мы: 1) класть под шею валик из пеленки размером с запястье малыша, обязательно перекладывать на разные стороны каждый раз 2) сохранить ГВ! я просто сцеживала каждые 3 ч и днем и ночью по будильнику, купили молокоотсос, стерилизатор и пакеты для заморозки, кормлю до сих пор (нам 7 мес) 3) особо не теребите ребенка, но гладьте, разговаривайте, мурлыкайте и пойте ему! ему не легче Вашего, поверьте все понимает 4) лечение, медикаменты, соблюдая схему, прям по минутам 5) обследования для точности картины, у нас было 3 рентгена... 6) когда разрешат Гладить пальчики на руках и ногах, массировать легко их - для появления импульсов в мозгу. а после выписки вот что мы делали (после 1 мес) : массаж каждые 3 мес (тут пишут чаще), электрофорез не чаще 1 раза в 2 месяца. парафин, медикаменты у нас были курсами, в одном курсе препараты для кровоснабжения мозга + метаболические, в другом ноотропы и так по кругу, это к НЕВРОЛОГУ, кстати невролог в нашей поликлинике назначил валерианку мне и реьенку, за что его надо просто прибить, найду время сделаю это...классическая музыка. Чтоб ребенок не лежал и не смотрел в потолок, ходить по дому, по улице и все рассказывать что происходит. ЕЖЕДНЕВНО самим родителям выполнять массаж, потом массаж+лфк, упражнения на фитболе. Обязательно гулять! Это кислород, спим мы на балконе одетые.
Первые полгода у нас были лекарства на завтрак, обед и ужин, кроме ночи + день расписан: занятия, прогулки, ванны... абсолютно все было платно у нас, т.к. знала что нельзя терять ни минуты... кредиты, долги - до года, иначе можно всю жизнь на препараты работать. УДАЧИ и ТЕРПЕНИЯ, не оплакивайте заранее ребенка. Сейчас нам 7 мес, развитие "по книжке", ползает с 4 мес, переворачивается с 3,5 мес, па-ба и т.п. болтает, встает, сидит... А говорили: забирайте ТРУП.

26 октября 2016 15:53

У меня совсем другая история.нам диагноз поставили только в 6 месяцев.т.к. мы в 4-5 месяцев мы перенесли пневмонию.наш доктор лечил нас на дому,пока мы сами не напросились в больницу.после больницы мой ребёнок был никакой т.е.лежала пластом почти не двигалась.пока мы ходили по врачам и пока нас соизволили положить на лечение прошло время т.к. там очередь в станционар.легли мы в 8 месяцев,хотя дома прошли 10- три дневный курс по назначен врача в7 месяцев .после больницы она начала держать голову,переворачивается с живота на спину.сейчас немного держит корпус( хотя голову она уже в месяц держала в 2месяца прыгала во всю.)нам уже 10 месяцев пока не сидим,не держим ручками игрушек,хотя хватает хорошо.не стоим почти не переворачивается. Начала руки брать в рот.незнаю чего ожидать.но мы медленно но стараемся.надеюсь все будет хорошо.мне бы хотелось знать есть ли ещё дети у которых диагноз появился потом в следствии перенесенной болезни...как все протекало,как лечились,как теперь дела? У нас диагноз поставили гипоксия ЦНС.если есть добавляитесь в одноклассниках,в контакте,в друзья пожалуйста и пишите(Дильмухаметова Сулпан)очень хотела бы знать что и как про эту болезнь.желаю здоровья вам и вашим деткам.будьте здоровы!!!

16 октября 2016 05:43

Благодарю за столь полезный материал. Все что хотела узнать, узнала. Спасибо большое.

2 мая 2015 23:01

Поздновато статью нашла (( нам 1.9, ППЦНС, и пр. невролог полный ноль оказалась- ходили к платному, так наш- прочитала его записи и почеркав свои диагнозы, вписал новые данные от другого врача (( но все равно будем лечиться , возможно что то успеем сделать и помочь дочке

6 ноября 2014 01:43

Уважаемая мамочка из Санкт-Петербурга, позвольте дам вам совет:Сами ищете платного невролога, через интернет, знакомых, а если есть судороги, то невролога-эпилептолога. У нас такая же болячка у сына в ПК написали, что он здоров как бык, хотя ребенок был очень беспокойный, мало спал, плохо сосал грудь. Хорошо, что я никого не слушала, а нанимала частного невролога, частных массажистов, медсестра к нам на дом, платно, приходила делать уколы, все обследования мы тоже делали платно, но вопреки прогнозам, мой ребенок сел, встал, пошел. Хотя в 2 месяца мне говорили, что этого не будет, нам ставили гипертензионный-гидроцефальный синдром, ППЦНС и много чего еще. НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЯ многое до года очень хорошо лечится. Здоровья вам и малышу.

31 декабря 2013

Статья очень хорошая,а главное познавательная.У нас не сделали вовремя кесарево сечение и чуть не погубили ребенка,спасибо врачам реаниматорам -выходили кроху,10 дней ИВЛ,затем перевели в перинатальный центр-спасибо врачам центра за хорошее,чуткое отношение.Выписали в месяц домой-и все.никуда не достучаться,в поликлинике невролог поставила все диагнозы,которые знала и совместно с педиатором не предпринимают абсолютно ничего. Направили в больницу,мы ждали этой госпитализации ,как манны небесной-ну наконец-то ребенку окажут помощь,посмотрят специалисты и назначат курс лечения,но не тут-то было.В госпитализации отказали ,сначала сказали,что ребенок тяжелый ИНВАЛИД,увидев мраморную кожу при плаче безнадежно покачали головой,сказали ,что анализ крови АЛТ-немного повышен,затем смерили температуру,приписали 4 десятых и не взяли-промурыжив грудного ребенка 4 часа.Теперь надо опять сдавать анализы(не все бесплатные),а потом опять записываться и т. д. Пошли мы другим путем,записались на прием к известному неврологу-Богу на неё молились,опять ждали очередь -она посмотрела сказала судороги,срочная госпитализация,только нет у неё места в отделении,договорилась с другим отделением ,там опять туда-сюда в итоге опять намеривают температуру и не берут(самое главное,что мы ,слава Богу,не болеем-мистика наверное),но правда сказали звоните,звоним по сей день -ребенку уже 4-ре месяца-мы не получаем никакого лечения,а педиатра и невролога местной поликлиники мы больше не видели.Не знаю о каких совместных планах реабилитации говорит уважаемый автор статьи.А самое главное-живем не в Петушках ,а в центре России-в славном городе Санкт-Петербурге.

15 декабря 2013 01:02

очень полезная информация на мой взгляд.

14 декабря 2013 18:32

Нам тоже поставили диагноз ППЦНС, спасибо неврологу, что вовремя в 3 мес. отправила нас на лечение (каждые 2 мес проходим курс массажа + физио+ уколы) Результаты уже есть, надеюсь к году и в дальнейшем у нас все будет хорошо!!!

23 октября 2013 18:28

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Фотоконкурс "Чумазики"
Снежана Рузавина
Алиса - мастер художественного погрома
Алиса - мастер художественного погрома
Anna 06
Тёма
Тёма
Ая Гурова
Когда в альбоме уже все нарисовано
Когда в альбоме уже все нарисовано
Татьяна Русанова
фломастеромания
фломастеромания
Юлия
Маловато будет!
Маловато будет!
Валентина Григорьевна
чумазное настроение каждый день!
чумазное настроение каждый день!
Татьяна Николаева
черничный пирог
черничный пирог
Яна Санникова
Когда попросили нарисовать первый снег
Когда попросили нарисовать первый снег
Ольга
Чумазик
Чумазик
Татьяна Данченко
Кажется я обляпался
Кажется я обляпался
Ая Гурова
Маленький индеец
Маленький индеец
Юлия
Люблю кушать кашку
Люблю кушать кашку
Ольга
Хочу купаться.
Хочу купаться.
Людмила
Ради творчества готова на всё!
Ради творчества готова на всё!
Аида Юнусова
Можно и на маме нарисовать
Можно и на маме нарисовать
Марина Медведева
Боди-арт от сестры
Боди-арт от сестры
Анастасия
Любимый чумазик Артёмка))
Любимый чумазик Артёмка))
Анастасия Сарафанова
Мастер боди-арта
Мастер боди-арта
Ольга Зайцева
Любительница экспериментировать
Любительница экспериментировать

ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
Алиса
Вот так порисовали!
Вот так порисовали!

За обедом
За обедом
Valentina
Юный художник!
Юный художник!
Елена Некрасова
Вот так маме помогли!
Вот так маме помогли!
Julia 73
Таня экспериментирует
Таня экспериментирует
Ольга
Люблю рисовать!
Люблю рисовать!
Марина Курбатова
дети - цветы жизни!
дети - цветы жизни!
Мария
Мамино счастье
Мамино счастье
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый