Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Диагноз:
14 4

Здоровье и уход

Диагноз: "перинатальная энцефалопатия"

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — «рождение» + греч. encepbalon — «головной мозг» + греч.раtiа — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности иродов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время, кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.


Детский невролог, к.м.н, ст. научный сотрудник НИИ детских инфекций МЗ РФ

Причины заболевания

К факторам риска возникновения пери­натальной патологии головного мозга от­носятся:

  • Различные хронические заболевания матери.                                                                      
  • Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфек­ции в организме матери в период беремен­ности.
  • Нарушения питания.          
  • Слишком молодой возраст беремен­ной.
  • Наследственные заболевания и на­рушения обмена веществ.
  • Патологическое течение  беремен­ности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Патологическое    течение    родов (стремительные  роды,  слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
  • Вредные воздействия окружающей среды,   неблагоприятная   экологическая обстановка   (ионизирующее   излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных ве­ществ, загрязнение окружающей среды со­лями тяжелых металлов и промышленны­ми отходами и пр.).
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, воз­никающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и годов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выра­женность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показате­лей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям су­ществования в течение первых минут после рождения. Сумма бал­лов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на сос­тояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и раз­вития неврологических нарушений и диктуют необходимость при­менения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластич­ность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводи­мые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избе­жать развития неврологического дефицита, предупредить наруше­ния в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельнос­ти.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жиз­ни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочета­ние нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возрас­та ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минималь­ные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответ­ствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:

  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Коматозный синдром.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
  • Судорожный синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:

  • Синдром повышенной нервно-реф­лекторной возбудимости.
  • Эпилептический синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Синдром вегето-висцеральных дис­функций.
  • Синдром двигательных нарушений.
  • Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:

  • Полное выздоровление.
  • Задержка психического, моторного или речевого развития.
  • Синдром гиперактивности с дефици­том внимания (минимальная мозговая дис­функция).
  • Невротические реакции.      
  • Вегетативно-висцеральные дисфунк­ции.
  • Эпилепсия.                             
  • Гидроцефалия.
  • Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в ста­ционарном лечении. Дети с легкими нару­шениями выписываются из роддома под ам­булаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клини­ческих проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-реф­лекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной актив­ности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствова­ния, трудностью засыпания, частым немо­тивированным плачем, оживлением безус­ловных врожденных рефлексов, перемен­ным мышечным тонусом, тремором (подер­гиванием) конечностей, подбородка. У не­доношенных данный синдром в большин­стве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении темпе­ратуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исче­зает в сроки от 4 — 6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом воз­расте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных реф­лексов в виде приступообразно возникаю­щих сгибаний и наклонов головы с напря­жением рук и ног, поворотом головы в сто­рону и разгибанием одноименных руки и но­ги; эпизодов вздрагиваний, приступообраз­ных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополни­тельных методов исследований определить природу возникающих судорожных состоя­ний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным ко­личеством жидкости в пространствах го­ловного мозга, содержащих ликвор (спин­номозговую жидкость), что приводит к по­вышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение роди-телям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выра­ботка ликвора, нарушение всасывания из­бытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдро­ме, на которые ориентируются врачи и ко­торые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности го­ловы ребенка и размеры и состояние боль­шого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полуго­дии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47—48 см. Беспо­койный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбухани­ем, усиленной пульсацией большого род­ничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и се­мейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький раз­мер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуа­циях (перегревание, повышение температу­ры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз та­ким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве слу­чаев к концу первого полугодия жизни ре­бенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8—12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых слу­чаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является про­явлением тяжелого состояния новорожден­ного, которое оценивается 1—4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявля­ются выраженная вялость, снижение двига­тельной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяже­лое состояние сохраняется 10—15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдромвегето-висцеральных дис­функций,как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыха­тельного ритма, терморегуляции, измене­ние окраски и температуры кожных покро­вов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с эн­теритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляю­щееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными па­тогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных наруше­ний выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его сни­жения, так и повышения, может выяв­ляться его асимметрия, отмечается сни­жение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синд­ром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного то­нуса и наличие патологической двигатель­ной активности (гиперкинезы) препят­ствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного разви­тия ребенок позднее начинает держать го­лову, сидеть, ползать, ходить. Преимуще­ственное нарушение психического разви­тия можно заподозрить при слабом моно­тонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых ре­акций.

Детский церебральный паралич(ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего пораже­ния центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как пра­вило, сложную структуру, сочетаются нару­шения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в пора­жении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляци­онного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большин­ства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20— 25% детей имеются характерные наруше­ния зрения: сходящееся и расходящееся ко­соглазие, нистагм, ограничение полей зре­ния. У большинства детей отмечается заде­ржка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с де­фицитом внимания — нарушение пове­дения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо де­ле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.

Диагностика

Диагноз перинатального поражения го­ловного мозга может быть поставлен на ос­новании клинических данных и знаний осо­бенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследо­ваний носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень по­ражения головного мозга, служат для наб­людения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (ИСГ) — безопас­ный метод осмотра головного мозга, позво­ляющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внут­ричерепные поражения, характер пораже­ний мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма(ЭЭГ) — метод исследования функциональной ак­тивности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о сте­пени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, на­личии эпилептической активности, ее оча­гов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг — способ, позво­ляющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеоза­писей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагнос­тике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяю­щие детально оценить структурные измене­ния головного мозга. Широкое использова­ние этих методов в раннем детском возрас­те затруднено из-за необходимости приме­нения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томог­рафия (ПЭТ) позволяет определить ин­тенсивность обмена веществ в тканях и ин­тенсивность мозгового кровотока на раз­личных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП использу­ются нейросонография и электроэнцефа­лография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глаз­ном дне, помогают диагностировать генети­ческие заболевания, оценивать степень вы­раженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.

Частотаневрологической перинатальнойпатологииуде­тейпервогогодажизнисостав­ляет, поразличнымданным, от 15 до 60%. Болееполовины всехпричинпсихоневрологи­ческойинвалидностиприхо­дитсянадолюперинатальных пораженийнервнойсистемы.

Лечение

Как уже говорилось выше, дети с тяже­лыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства де­тей с легкими проявлениями синдромов по­вышенной нервно-рефлекторной возбуди­мости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, мас­сажем, лечебной физкультурой,  применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких боль­ных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выражен­ности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20—30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фи­топрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют ДИАКАРБ, уменьшаю­щий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медика­ментозного лечения в особо тяжелых случа­ях приходится прибегать к нейрохирурги­ческим методам терапии.

При выраженных двигательных нару­шениях основной акцент уделяется мето­дам массажа, лечебной физкультуры, фи­зиотерапии. Медикаментозная терапия за­висит от ведущего синдрома: при мышеч­ной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нерв­но-мышечную передачу (ДИБАЗОЛ, иногда ГАЛАНТАМИН), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению — МИДОКАЛМ или БАКЛОФЕН. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилепти­ческим синдромом зависит от формы забо­левания. Прием противосудорожных препа­ратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препа­ратов осуществляется постепенно под конт­ролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отме­на препаратов может спровоцировать уча­щение приступов. В настоящее время ис­пользуют широкий арсенал противосудо­рожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилеп­сии или эпилептическом синдроме под конт­ролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилеп­тических пароксизмов приводит к наруше­нию психического развития. Массаж и фи­зиотерапевтическое лечение детям с эпи­лептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторно­го развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагоги­ческой коррекцией применяются препара­ты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способ­ствующие образованию новых связей меж­ду нервными клетками. Выбор препаратов большой (НООТРОПИЛ, ЛУЦЕТАМ, ПАН-ТОГАМ, ВИНПОЦЕТИН, АКТОВЕГИН, КОРТЕКСИН и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженнос­ти симптоматики и индивидуальной перено­симости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы «В», которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают ли­бо выявляются незначительные проявле­ния перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздей­ствия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Источник фото: Shutterstock

Теги: уход и гигиена новорожденного

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

14 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—10 из 14

Спасибо за статью.Но из своего опыта скажу - главное чтобы и педиатр и невролог были хорошими специалистами!!!!У нас к сожалению хороших не было.

30 июня 2011

очень хорошая статья,старшему уже 12 -учиться без троек, занимается греко-римской борьбой.А был диагноз ПЭП -гипертензионно-гидроцефальный синдром,лечились с рождения -усиленно до трех лет,а потом просто наблюдались.Главное не запускать и найти хорошего врача.

31 мая 2011

страшно читать.у моего сына пэп вегето висцеральная форма.

24 апреля 2011

Спасибо, очень актуально и понятно изложено!

21 июня 2010

Спасибо. хоть стало понятно что такое ПЭП, а то врач написать написал, а объяснять не хочет.

2 апреля 2010

Хорошая статья и нужная! У нас ПЭП после тазового предлежания и дальнейшего недосмотра педиатра! Девочки обязательно массаж всем советую с 3 до 4 месяцев, даже если врач не назначил и упражнения на мяче !

21 марта 2010

Из своей практики знаю, что ПЭП это на всю жизнь. Нужно очень постараться, чтобы свести к минимуму последствия данного заболевания, но последствия будете наблюдать во время взросления Вашего ребенка.

12 ноября 2009

Спасибо очень хорошая статья некоторым специалистам стоило бы ее прочитать ЯНАО Г. Лабытнанги

11 ноября 2009

Нам 13. Была ПЭП. Сейчас ММД. Плохо учится. А скоро ЕГЭ. Как помочь?

30 октября 2009

Хорошая очнь содержательная статья. спасибо

14 июня 2009

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.


Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый