Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


«Ум ребенка – на кончиках пальцев»: 16 тактильных игр для детей до года
0

Развитие

«Ум ребенка – на кончиках пальцев»: 16 тактильных игр для детей до года

Развитие мелкой моторики у ребенка

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», – заметил еще в прошлом веке выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Это значит, что родителям стоит уделить особое внимание тренировке тонких движений детских пальчиков, которые стимулируют развитие мозга. Причем начинать можно с самого рождения.


Педагог-психолог, г. Екатеринбург

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения, обусловленные работой рецепторов кожи. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество тактильных игр и упражнений, помогающих малышу совершенствовать чувствительность пальчиков.

1-3 месяца

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать их характер и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (Указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки.)
Шпалы-шпалы, (Поглаживаем ребенка поперек спинки.)
Ехал поезд запоздалый. (Рукой, сжатой в кулак, проводим по спинке ребенка с легким нажимом.)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (Легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев.)
Пришли куры – поклевали, (Указательным пальцем ставим точки на спинке отрывистыми движениями.)
Пришли утки – пощипали, (Слегка пощипываем кожу ребенка.)
Пришел слон – потоптал, (Ладонью ставим следы на спинке.)
Пришел дворник – все убрал. (Кончиками пальцев поглаживаем по спине – сметаем.)

Эту тактильную игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней. Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т. д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые он учится сравнивать. Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20–30 см гирлянду с игрушками разной фактуры (шероховатыми, гладкими, с пупырышками, пушистыми и др.). Взмахивая ручками, кроха будет случайно задевать игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2–3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т. д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать. Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразные вещи для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть любым: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя кроху с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т. д. – в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера (коробки форм), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха берет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с ней, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у нее глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой. Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как и с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородными материалами. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания. Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает различный тактильный опыт. Всякий раз проговаривайте тактильные ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Такие игры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик. Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой. Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения.

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку. Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина». Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму.

9-12 месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Покажите ребенку, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге окрашенные листья деревьев и т. п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы. Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

Свойства предметов. Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку, потрогай, какой гладкий камешек». Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала. Проговаривайте обозначения тактильных ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т. д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных. Можно приобрести книги с мягкими пухлыми страницами из ткани различной фактуры. Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность. 

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5–6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его, основываясь на тактильных ощущениях. С помощью пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Тем не менее на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь ощупываний он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о нем. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Источник фото: Shutterstock

Теги: развитие ребенка
Читайте также:
Детские потешки и прибаутки на каждый день

Развитие

Детские потешки и прибаутки на каждый день

«Три-татушки, три-та-та, вышла кошка за кота…» Наверное, многие из нас помнят эти строки еще со времен детства. Тогда нам было так радостно от слов, от ритма, от веселой игры с любимыми, близкими людьми… ...

Игры с ребенком на природе

Развитие

Игры с ребенком на природе

Лето в разгаре, и самое время научить малыша различным веселым играм с песком и водой. Подобные развлечения подарят и вам, и ребенку множество приятных минут, а также принесут пользу его развитию....

Самый умный

Развитие

Самый умный

Мамы-папы прикладывают немало сил, всеми способами подстегивая развитие ребенка с пеленок. Но эта медаль за достижения, имеет, как водится, две стороны....


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

0 комментариев


Загрузка...

Комментарии к статье

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Фотоконкурс "Чумазики"
Ольга
Люблю рисовать!
Люблю рисовать!

За обедом
За обедом
Мария
Мамино счастье
Мамино счастье
Алиса
Компот не только вкусный, но и очень красочный!
Компот не только вкусный, но и очень красочный!
Татьяна Николаева
Пффф и другие истории))))
Пффф и другие истории))))
Ольга
Хочу купаться.
Хочу купаться.
Надежда
Ах, мама мама мама, ну где моя помада? :)
Ах, мама мама мама, ну где моя помада? :)
Юлия
Люблю кушать кашку
Люблю кушать кашку
Юлия
Маловато будет!
Маловато будет!
Аида Юнусова
Можно и на маме нарисовать
Можно и на маме нарисовать
Елена
ХОЧУ ДОБАВКИ!
ХОЧУ ДОБАВКИ!
Ая Гурова
Когда в альбоме уже все нарисовано
Когда в альбоме уже все нарисовано
Юлия
Зеленый человечек!
Зеленый человечек!
Снежана Рузавина
Алиса - мастер художественного погрома
Алиса - мастер художественного погрома
Анастасия Сарафанова
Мастер боди-арта
Мастер боди-арта
Людмила Анатольевна
неземная любовь к родному внуку!
неземная любовь к родному внуку!
Татьяна Русанова
фломастеромания
фломастеромания
Марина Курбатова
дети - цветы жизни!
дети - цветы жизни!
Anna 06
Тёма
Тёма
Наталья Лысенко
Главное носочек не испачкать!
Главное носочек не испачкать!
Оля Немудрая
Юный художник
Юный художник
Яна Санникова
Когда попросили нарисовать первый снег
Когда попросили нарисовать первый снег
Олеся Кетова
неутолимая фантазия
неутолимая фантазия
Екатерина Дубакина
моя маленькая помощница
моя маленькая помощница
Анастасия
Любимый чумазик Артёмка))
Любимый чумазик Артёмка))
Елена
Зато сама поела
Зато сама поела
nata151084
Юный художник
Юный художник
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый