Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


21 полезная игра на развитие слуха у детей
0 5

Развитие

21 полезная игра на развитие слуха у детей

Любопытно, что уже с первых дней ребенок проявляет слуховые предпочтения: на какие-то звуки он не обращает внимания, к каким-то – прислушивается, а некоторые его раздражают. В течение первого года малыш научится ориентироваться в мире звуков. Задача родителей – помочь развитию слуха у ребенка ненавязчиво и играючи.


Педагог-психолог, г. Екатеринбург

1-3 месяца

Несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Помочь развитию слуха у ребенка призваны следующие игры.

Разные звуки. Приготовьте 3-4 игрушки, издающие разные звуки. Это могут быть, например, колокольчик с мелодичным звучанием, погремушки с мягким или громким звуком, резиновая игрушка, музыкальная шкатулка и т. д. По очереди демонстрируйте ребенку предмет и издавайте с его помощью звук. Пусть малыш прислушивается к многообразию звуков, рассматривает предметы, соотносит и запоминает предмет и соответствующее ему звучание. Вы можете заметить, что ребенок прислушивается, замирает ищет предмет взглядом.

«Где звенит?». Покажите малышу яркую погремушку на расстоянии 50–60 см от уровня его глаз. Когда ребенок остановит взгляд на игрушке, потрясите ею. Вы увидите, как кроха замрет, прислушиваясь к незнакомому звуку. Через некоторое время упражнение можно усложнить: встряхивать погремушку справа, слева, над головой ребенка, приближая на расстояние 20–30 см и удаляя примерно на 1,5 м. Пусть ребенок прислушивается, пытается взглядом найти источник звука, рассмотреть яркую игрушку. 

«Чудо-музыка». Нашейте на детские носочки колокольчики или бубенчики с отчетливым мелодичным звучанием. Можно купить или сделать своими руками манжеты на ручки с нашитыми колокольчиками и надевать их на 5–7 минут несколько раз в день. Двигая ручками и ножками, малыш будет слышать звон бубенчиков. Чуть позже он попытается отыскать источник звука. Эта игра способствует развитию слухового сосредоточения и ориентировочных реакций. 

«Погремушка-гирлянда». Подвесьте над малышом погремушку-гирлянду. Пусть кроха, двигая ручками и ножками, случайно задевает ее. Наталкиваясь на погремушку, малыш будет слышать звук. Затем он попытается сфокусировать взгляд на его источнике – яркой погремушке. Чуть позже малыш научится ударять по игрушке целенаправленно, чтобы она зазвучала. Эта игра также способствует зрительно-слуховой координации, формирует целенаправленность действий.

Послушаем музыку. Пойте своему ребенку песенки. Желательно, чтобы композиции в вашем исполнении были как можно разнообразнее по ритму и голосовому тембру. Это могут быть колыбельные перед сном, детские веселые песенки, которые вы поете в моменты бодрствования ребенка, простые мелодии без слов. Крохе будет намного уютнее, если вы возьмете его на руки и будете слегка покачивать в такт мелодии.

3-6 месяцев

Кроха учится брать предметы руками, манипулировать ими. В это время предлагайте малышу удобные для захвата игрушки со звуковыми эффектами (резиновые игрушки с пищалкой, погремушки, шуршалки, музыкальные игрушки). Манипулируя предметами, издающими звуки, малыш учится прислушиваться, находить взаимосвязь между действиями с игрушкой и доносящимися звуками. Коммуникативные игры с мамой тоже актуальны.

«Возьми погремушку». Покажите крохе погремушку. Привлеките внимание малыша ее звучанием. Предложите ему взять ее. Можно помочь ребенку потрясти игрушку так, чтобы она зазвучала. Игры с погремушкой развивают зрительную, слуховую и моторную координацию. 

Резиновые игрушки. Дайте крохе резиновую игрушку с пищалкой. Взяв ручку малыша в свою, продемонстрируйте, как нужно правильно сжимать игрушку, чтобы она запищала. Можно обыграть эти действия. Например, спросить ребенка: «Как пищит мышка (уточка и т. д.)? Вот как. Пи-пи-пи – так пищит мышка». 

«Поговорим?». Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах и слушайте, что он вам отвечает. Проговаривайте свои действия, задавайте крохе разные вопросы, повторяйте за ним издаваемые звуки, вокализации. Общаясь, старайтесь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Так малыш приобщается к родной речи, учится понимать ее, произносить разные звуки.

«Мама спряталась». В это время ребенок уже отличает знакомые голоса от незнакомых, различает строгий и ласковый тон голоса, знает свое имя и откликается на него. Выйдите в другую комнату и оттуда позовите ребенка по имени. Затем подойдите ближе и позовите еще раз. Войдите в комнату – кроха будет смотреть на дверь, ожидая вашего появления. Покажитесь малышу и назовите его по имени еще раз. Скажите ему: «Вот твоя мама, нашлась!»

Потешки на развитие слуха

Ладушки-ладушки,
Испекли оладушки, (Хлопаем в ладоши.)
На окно поставили,
Остывать заставили,
А остынут – поедим
И воробушкам дадим.
Ши-и – полетели, на головку сели! (Ручки малыша кладем на его голову.)

Тюшка-тутушка,
Прыгала лягушка (Хлопаем в ладоши.)
На крутую горку,
Где живет Егорка. (Ручки малыша поднимаем вверх.)
Бух! – покатилась!
С горки свалилась! (Ручки малыша опускаем вниз.)

Скок-поскок,
Молодой дроздок (Стучим кулачками ребенка друг о друга.)
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька
Невеличенька,
Сама с вершок,
Голова с горшок!

Танцуем под музыку. Сделайте подборку детских песен и мелодий так, чтобы в нее были включены музыкальные композиции разного жанра: медленные, ритмичные, тихие, звонкие. Взяв кроху на руки, потанцуйте с ним под разные мелодии. Под звуки колыбельной песни или вальса плавно покружитесь по комнате, покачайтесь из стороны в сторону. Под быстрые мелодии двигайтесь активнее, приседая, пружиня на ногах. Обязательно обращайте внимание малыша на то, какая музыка сейчас звучит, проговаривайте жанр мелодии (например, медленная, плавная, быстрая), подпевайте в такт.

6-9 месяцев

Малыш осваивает множество действий с предметами, учится производить различные звуки с их помощью.

Музыкальные инструменты. Для музыкального развития слуха у ребенка приобретите несколько инструментов: металлофон, барабан, детское пианино. Маракасами могут служить обычные погремушки. Дайте малышу один музыкальный инструмент, покажите, как нужно играть на нем. Предоставьте крохе возможность самому разобраться, как надо правильно действовать, и немного потренироваться. А теперь предложите ему поиграть на музыкальных инструментах вместе. Привлеките других членов семьи, раздав каждому по инструменту. Начинаем концерт. Попробуйте издавать разные звуки, подпевать веселой звуковой какофонии. 

Стучалка «Дождик». Принимая во внимание новое умение крохи стучать предметом о предмет, можно выполнять с ним ритмические упражнения. 

Тихий-тихий дождик 
Шелестел по крыше,
Кап-кап-кап-кап. (Ладошками медленно гладим коленки ребенка или поверхность стола.) 
Тихий-тихий дождик стал сильнее –
Кап-кап-кап-кап. (Стучим сильнее и быстрее.)
Тихий-тихий дождик 
Превратился в ливень –
Кап-кап-кап-кап. (Стучим сильно и быстро.)

Выполняя такие упражнения, малыш знакомится с ритмом, учится соизмерять силу удара и звука, развивает слуховое восприятие. 

Как разговаривают животные. Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: «Вот это кошка. Как она разговаривает? Мяу-мяу. Покажи, где кошка? Как она разговаривает? Это собачка. Она лает: ав-ав. Покажи, где собачка? Как она лает?» И т. д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним, побуждайте по­дражать голосам животных. Произнося различные звуки, кроха учится понимать речь, слушать свой голос, воспринимать голоса других людей и животных. 

«Найди разницу». Посадите ребенка к себе на колени так, чтобы он видел вас. Произнесите какой-нибудь повторяющийся звук, например, «га-га-га». Затем поменяйте произносимый звук на что-нибудь созвучное, например, «ба-ба-ба». Вы заметите, что малыш вас внимательно слушает. Затем снова поменяйте произносимые звуки на другие. В ходе игры можно варьировать громкость и тембр звучания. Так кроха пробует уловить разницу в произносимых вами звуках, воспринимать смену одного звука на другой.

9-12 месяцев

Ребенок уже ориентируется в некоторых звуках, может подражать вам, произнося новые звуки и слова, восприятие звуковых стимулов становится сложнее и многограннее. Малыш активно экспериментирует с собственным голосом. Он может лепетать тихо, потом весело воскликнуть, засмеяться. Это тоже немаловажный этап в развитии слуха у ребенка, речи и познания себя.

Театр. Поиграйте с малышом в сказку, в которой присутствует много зверей-героев. Например, «Колобок», «Репка», «Теремок». Озвучивайте в процессе спектакля голоса животных: «Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку-у!», собачка лает: «Гав-гав!», волк воет: «У-у-у!», лисичка поет: «И-и-и!». Дети в этом возрасте с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. Произнося звуки, побуждайте малыша повторять за вами. Обязательно похвалите его за правильно произнесенный звук. 

Разговор в трубку. Скрутите из плотной бумаги трубку и продемонстрируйте малышу, как можно в нее произносить разные звуки и слова и какой при этом будет звуковой эффект. Произносите слова и звуки в разных вариациях: «бу-бу-бу», «ма-ма», «ба-ба-ба». Дайте трубку малышу, пусть он произнесет несколько звуков или слов. 

Мир звуков. Обращайте внимание ребенка на окружающие вас звуки дома и на прогулке. Предложите крохе прислушаться к тиканью часов, журчанию льющейся из крана воды, послушать лай собаки, мяуканье кошки, гул автомобилей, стрекотание кузнечика в траве, шелест опавших листьев. Пусть малыш по вашей просьбе воспроизводит услышанные звуки: мяукает как кошка, шагает по листьям, создавая шорох. Вовлекая малыша в игру по развитию слуха у ребенка, вы ненавязчиво знакомите его с миром звуков, способствуя запоминанию и воспроизведению звуковых форм. 

«Топ-топ». Кроха учится стоять и ходить. Ритмическая гимнастика поможет совершенствовать эти навыки, будет способствовать освоению малышом определенного ритма, побудит его прислушиваться к словам и воспроизводить ритм. 

Затопали в поле,
Затопали кони. (Медленно топаем ножками.) 
От топота копыт 
Пыль по полю летит. (Топаем быстро.) 

Детская дискотека. Научите малыша пританцовывать под музыку, хлопать ладошками в такт мелодии. Для этого поставьте диск с детскими песенками и предложите ребенку потанцевать. Пойте песенку, а кроха может подпевать вам на своем языке.

Источник фото: Shutterstock

Теги: развитие ребенка
Читайте также:
"Дарики-дарики, летели комарики"... Забавные потешки для детей на каждый день

Развитие

"Дарики-дарики, летели комарики"... Забавные потешки для детей на каждый день

«Три-татушки, три-та-та, вышла кошка за кота…» Наверное, многие из нас помнят эти строки еще со времен детства. Тогда нам было так радостно от слов, от ритма, от веселой игры с любимыми, близкими людьми… По-видимому, ест...

23 идеи для веселой прогулки с ребенком

Развитие

23 идеи для веселой прогулки с ребенком

Пока малыш еще лежит в коляске, гулять с ним легко. Но когда он подрастает, прогулки перестают быть спокойными. Ходить он пока не умеет, зато начинает бурно интересоваться окружающим миром, куда-то тянуться, чтобы схвати...

15 игр для малышей до года

Развитие

15 игр для малышей до года

Молодая мама, погруженная в круговорот забот о первенце, зачастую просто не знает, как еще и поиграть с ним. Ребенок ведь такой маленький, да и сил никаких не осталось… Не стоит огорчаться – для каждого периода младенчес...


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

0 комментариев


Загрузка...

Комментарии к статье

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Кастинг "Хочу на обложку"
виктория
в ожидании Алекса
в ожидании Алекса
Надюша Ланкина
на работе_2
на работе_2
Алсу
Ожидаю
Ожидаю
Анастасия
фэшн - из май профэшн
фэшн - из май профэшн
Татьяна
Я до беременности
Я до беременности
Камилла
7 месяц
7 месяц
Алиша Кудряшова
Хочу на обложку
Хочу на обложку
Альбина
Я не подарок, я сюрприз!
Я не подарок, я сюрприз!
lucha
В ожидании
В ожидании
Анна Ярмухаметова
Март 2014 ждём старшую доченьку
Март 2014 ждём старшую доченьку
Мария
Хочу на обложку
Хочу на обложку
Cветлана
Хочу на обложку!!!
Хочу на обложку!!!
Elenkkka
Жизнь прекрасна даже без обложки) а с ней - вдвойне)
Жизнь прекрасна даже без обложки) а с ней - вдвойне)
Анастасия
Праздник все 9 месяцев
Праздник все 9 месяцев
Виктория
Хочу на обложку
Хочу на обложку

кругляшик)
кругляшик)
Оксана
Хочу на обложку
Хочу на обложку
Екатерина
В ожидании чуда
В ожидании чуда
Мару
Готовимся к появлению нашего любимого мальчика!
Готовимся к появлению нашего любимого мальчика!
Иоланта
Тридцатая неделя
Тридцатая неделя
АнастасиЯ
В ожидании дочки .
В ожидании дочки .
Юлия
Умиротворение.
Умиротворение.
Анастасия Коркина
5,5 месяцев беременности
5,5 месяцев беременности
Римма Сабиржанова
Я тебя чувствую!
Я тебя чувствую!
yanagolubeva
мои 20 недели
мои 20 недели
Юлия
Участие в кокурсе
Участие в кокурсе
Юлия
Юлия
Юлия
Анастасия
В ожидание чуда
В ожидание чуда
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый