Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Самый умный
0 5

Развитие

Самый умный

Раннее развитие ребенка

Мамы-папы прикладывают немало сил, всеми способами подстегивая развитие ребенка с пеленок. Но эта медаль за достижения, имеет, как водится, две стороны.

Раннее развитие ребенка

Все родители хотят, чтобы их дети достигли в жизни больших успехов. С недавних пор «ранний старт» считается чуть ли не обязательным атрибутом благополучия в будущем.

Что такое раннее развитие

Когда-то считалось, что для новорожденного ребенка главное – это забота и уход. Представлялось, что зачатки личности появляются с 3-летнего возраста, и вот именно тогда нужно начинать воспитывать и чему-то учить ребенка.

Пришли другие времена. Изменился и подход к обучению детей. Еще 15–20 лет назад утверждение, что младенца можно обучать иностранному языку, чтению, музыке и математике, прозвучало бы, по меньшей мере, странно. А сейчас чем дальше, тем меньше возраст маленьких «учеников».

Что же такое раннее развитие? Это целенаправленный процесс, регулируемый родителями, по созданию для ребенка особой среды, а также проведение занятий, стимулирующих развитие его психических функций и физических возможностей.

Принято употреблять термин раннее развитие применительно к детям от 0 до 2–3 лет. Это специальные методики, позволяющие научить ребенка рано читать, понимать иностранный язык, развивать музыкальные и эстетические способности, внимание, память, мышление, начиная буквально с пеленок.

Для чего нужно раннее развитие? Именно этим вопросом задаются многие родители. Но также и немало тех, для кого это вопрос решенный: нужно, необходимо, полезно! Главная польза в том, что взрослый вовлечен в жизнь ребенка, он не ограничивается функциональным сценарием «накормил-переодел-спать уложил, а теперь сиди и играй сам».

Мама и папа занимают активную позицию, помогая ребенку изучать мир. Точнее сказать – они вместе с ребенком еще раз переживают радость первых открытий! Если раннее развитие организовано правильно, то оно создает эмоционально насыщенное общение малыша со взрослыми членами семьи, и важность этого трудно переоценить.

Важно понимать, что ребенок с которым занимаются ранним развитием, действительно может показать значительный прогресс. Но не в сравнении с другими детьми, нет! Только в сравнении с самим собой, если бы его не развивали, а только «кормили-одевали-давали погремушку». У каждого ребенка свой темп и особенности развития.

Раннее развитие многогранно – и так же многогранны сомнения, связанные с ним. Какие именно ошибки дискредитируют это, в общем-то, позитивное явление?

Всестороннее развитие ребенка

Раннее развитие хорошо лишь тогда, когда верно поставлена его цель. И главное в нем, пожалуй, – всестороннее развитие ребенка в сочетании с радостью от открытий для него самого. Если же родители ведомы амбициозными целями («Чтобы он был первым и лучшим среди остальных детей!»), то теряется главный компонент – естественность познания. Малыша начинают «натаскивать».

Если занятие навязано, не приносит удовольствия, а родителям приходится прилагать много сил, чтобы удержать внимание крохи, – это приводит к перегрузке нервной системы ребенка. В результате он может отказаться от занятий, стать капризным.

Метод развития ребенка

В раннем развитии можно выделить 2 основных направления – обучающее (чтение, языки, математика) и собственно развивающее, которое подразумевает создание особой среды, познание мира, развитие мелкой и крупной моторики, знакомство с литературой и искусством.

Одна из часто встречающихся ошибок – слишком большой упор на обучающие методики (которые предполагают использование готовых материалов) при недостатке свободного развития, идущего «от ребенка». Слишком горячее желание вложить в детскую головку знания может обеднять отношения, когда эмоционально насыщенный процесс совместного познания мира подменяется обязательными занятиями по какой-то определенной программе.

Готовые игры и игрушки, конечно, хороши. Они, как правило, сопровождаются пояснениями автора образовательного курса, с указаниями, как именно их нужно применять. Но все же лучше сочетать готовые игры с теми, что придумали лично вы. Тогда подход к развитию ребенка будет действительно индивидуальным и творческим и сможет увлечь ребенка.

И главное, – не мешать естественному развитию ребенка, настаивая на занятиях «по расписанию», особенно когда малыш не проявляет интереса к процессу обучения. Важно, чтобы такие занятия проходили только в форме игры и доставляли ребенку удовольствие.

Не быть поверхностным

Многие развивающие методики требуют глубокого изучения. Но частая ошибка такова: родители не углубляются ни в одну из теорий, а подходят к вопросу крайне поверхностно, выхватывая детали из конкурирующих программ. Польза от такого «коктейля» оказывается крайне сомнительной, и не только не способствует развитию, но и затрудняет его.  
Понимание метода, внутреннее согласие с ним необходимо, если вы решили учить ребенка раннему чтению, математике, иностранному языку. Комбинировать методики можно, но только если вы хорошо знаете их и уверены в том, что они взаимодополняемы.

 

Раннее развитие ребенка

Обучающие игрушки

Сейчас в продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как обучающие. Это «игровые развивающие центры» со звуковыми и световыми эффектами, кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки со вкладышами, наборы для творчества и всевозможные конструкторы.

Развивающими игрушками принято считать те, что обязательно несут в себе обучающий компонент. С их помощью ребенок должен учиться собирать, сопоставлять по цвету, размеру, форме, выполнять что-то по образцу и т.д.

Получается, что обычные машинки, куклы и мячики, не предполагающие подобных манипуляций, к развивающим игрушкам вроде бы и не относятся.

Специальные игры и игрушки, покупаемые в рамках раннего развития малыша, – это хорошо. Но только в том случае, если с ними соседствуют и традиционные. Поэтому у ребенка должны быть простые кубики, машинки, куклы, ведь они тоже замечательно способствуют его развитию!

Если же родители ориентируются прежде всего на покупку всего «полезного для ума», это обедняет традиционную игровую среду. А такой перекос не лучшим образом влияет на формирование сюжетно-ролевых представлений и вовсе не способствует развитию ребенка.

Развивающие технологии

Практически любая развивающая методика – это товар. Книги, диски, пособия, игры, платные вебинары в Интернете. И каждый производитель обещает: именно его методика «самая-самая», приводя в аннотации аргументы, каким ребенок станет умным и какой старт его ждет в жизни. Однако на сегодняшний день достоверных цифр, касающихся судьбы детей, чьи родители пользовались развивающими технологиями, по сравнению с их «обычными» сверстниками, нет.

Но есть другие данные: если родители излишне увлечены именно обучающими стратегиями раннего развития, то это мешает формированию здоровой эмоциональности. Да, ребенок, безусловно, может поразить других своим интеллектом, умозаключениями и знаниями. Но вместе с этим у малыша заметны очевидные трудности в общении и творческом самовыражении. Кроме того, нередко бывает ситуация, когда у родителей не получается добиться каких-то особенных результатов, хотя усилий тратится очень много.

Как развивать ребенка

Если идея раннего развития ребенка кажется вам привлекательной – действуйте! Начните с изучения разных методик развития. Определитесь, какая из них вам наиболее близка. Изучите ее более глубоко, чтобы избежать поверхностных интерпретаций. Помните о том, что возраст вашего маленького ученика должен соответствовать заявленному в методике, ведь если вы предложите 6-месячному крохе (даже очень сообразительному!) программу для 9-месячного, как минимум – не получите результата, а как максимум – добьетесь перенапряжения.

Выбирая обучающую стратегию, желательно учитывать нормы развития ребенка: физиологические особенности и навыки, которые можно сформировать в данном возрасте. Помните, что любая обучающая программа – это лишь один из элементов раннего развития, которое невозможно без создания особой развивающей среды.

Приступив к процессу обучения, постоянно наблюдайте за ребенком: действительно ли ему нравится то, что вы предлагаете? И вот несколько рекомендаций, которые помогут вам избежать подводных камней.

Контакт с ребенком

Ребенок познает мир через ощущения, эмоции, улыбки, теплоту общения. Если все это остается в жизни младенца – значит, все идет правильно! Делайте упор именно на развивающий компонент: организуйте среду, наполненную разными играми и игрушками – как по возрасту, так и чуть-чуть на вырост. Смотрите на мир глазами своего ребенка, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним, рассматривая жучка или пушинку. Если вы хотите не только развивать, но и обучать его, уделяйте первым «урокам» не более 20 мин в день, разбивая это время на 4–5 подходов. Такое дробление предотвратит перекосы в сторону излишней интеллектуализации.

Зона развития

Концентрироваться следует на тех знаниях, которые пригодятся ребенку в ближайшее время. Наблюдайте за тем, что ему интересно ребенку именно сейчас. Подбирайте игры, книги, организовывайте стимулирующую к познанию среду, поощряйте наблюдения за природой, исходя из увлечений самого малыша. Не пытайтесь «направить» его в другую сторону. Например, вы заметили, что ребенок явно увлекся размером предметов, соотнесением их между собой. Не стоит игнорировать этот его интерес, предлагая почитать карточки.

Слова, речь – это основа общения, вот о чем стоит помнить. Поэтому для крохи гораздо важнее овладеть речью как инструментом коммуникации, чем манипулировать слогами или уметь узнавать слова на карточках. Подумайте, когда реально ему потребуется английский, чтобы пообщаться с носителями языка? А умение складывать и вычитать?

 

Раннее развитие ребенка

Реакция ребенка

Ребенку нравится то, что вы предлагаете? Отлично! Значит, занятия как максимум принесут пользу, а как минимум – от них не будет вреда. Если же ребенку не нравится учиться, и он упорно отворачивается от карточек с буквами или цифрами, начинает плакать при звуках классической музыки – не настаивайте! Не нужно ухищрений, чтобы привлечь ребенка к процессу. Значит, еще не готов, значит, в глубинах его мозга происходят иные важные метаморфозы, которым может помешать то, что навязывается сейчас вами извне. И, уж конечно, не сердитесь и не сравнивайте своего малыша с соседским, которому «нравятся буквы»!

От простого к сложному

Если уж вы взяли за основу какую-то методику и приобрели предлагающиеся к ней пособия, то идите по порядку. Иногда возникает искушение перескочить, проверить, может ли ребенок сразу понять более сложный материал. Ведь такое опережение льет бальзам на родительскую душу! Но если вы всерьез решили заняться ранним развитием, то следуйте от простого к сложному. Иногда будьте готовы притормозить, видя, что ребенок не понимает, не справляется. Забудьте про свои амбиции и вернитесь к предыдущему этапу.

Больше гибкости!

Не нужно «норм выработки» по занятиям. Подавите чувство вины, если сеанс раннего чтения вы заменили прогулкой. Излишнее планирование только невротизирует родителей, а это не лучшим образом отражается на общении с ребенком. Взрослые должны быть готовы сделать перерыв, если дело перестало приносить удовольствие ребенку и им самим.

Паузы вообще нужны: после них родители часто замечают, что прогресс за время «простоя» продолжался. Во время такой передышки ребенок получает возможность освоить полученный материал. Или, отдохнув от занятий, приобрести новые навыки в чем-то другом.

Общение с ребенком

Рассказывайте обо всем, что видите вокруг. Описывайте, называйте предметы и действия, на которые обращен взгляд крохи. Задавайте ему вопросы, даже если он еще не может ответить. И… отвечайте на них сами! Именно в этом случае речь (пока внутренняя, пассивная) развивается естественно. Родительская речь, эмоциональная, позитивно окрашенная, – лучшее «развивающее пособие» для ребенка. Именно в таком виде она способствует развитию речи ребенка как средства живого общения.

Чтобы уметь учиться

Самое ценное, что может дать раннее развитие – научить малыша самостоятельно добывать знания. Успешен не тот, кто много знает. Успешен тот, кому интересно и кто умеет сам добывать информацию. Поэтому самое важное, что могут сделать родители – создать развивающую среду, из которой кроха сам может «брать» то, что ему интересно, экспериментировать, исследовать.

Раннее развитие: не навреди

Итак, раннее развитие имеет как несомненные положительные стороны, так и возможные ограничения, если оно организовано неверно. Мозг ребенка от рождения до 1 года проходит такой колоссальный путь прогресса, какого больше не будет ни в один период жизни. Зная об этом, родителям хочется направить этот процесс, сделать его более интенсивным, заложив базу для дальнейшего успеха. Но следует быть осторожными!

Информации о развитии человеческого мозга немало, но это такие крохи по сравнению с тем, что еще предстоит изучить! Регулярно появляются сообщения о новых исследованиях, опровергающих прежние результаты. Именно поэтому от взрослых членов семьи требуется осмотрительность и здоровый скепсис, который не позволит им фанатично следовать какой-либо теории, приступая к обучению малыша.

На самом деле внимательные родители во все времена занимались именно ранним развитием. Только они не знали, что это так называется. Сделать игрушку своими руками, рассмотреть листочек, упавший с дерева, послушать дождь, обратить внимание ребенка на то, как кипит вода в кастрюле… Все это очень простые вещи, но именно они передают суть органичного развития малыша – бережное отношение к нему и его самопознанию.

Что такое развивающая среда

Развивающая среда – это пространство, специально созданное родителями для того, чтобы малыш мог, изучая его, задействовать все свои органы чувств. Она побуждает ребенка к действию, к активному изучению предметов или явлений и должна быть полностью безопасной для крохи.
Основные принципы создания развивающей среды:

  • Как можно меньше ограничений! Долгое нахождение в кроватке, манеже или шезлонге не отвечает принципам раннего развития. Чем больше возможностей для движения вы сможете обеспечить, тем лучше.
  • В любом возрасте подбирайте игрушки и забавы так, чтобы были задействованы все органы чувств ребенка: визуальные, осязательные, слуховые и даже обонятельные.
  • Игрушки должны соответствовать возрасту крохи.
  • Игрушки следует располагать так, чтобы малыш легко мог до них дотянуться (если он еще не сидит) или самостоятельно достать.
  • Позволяйте ребенку манипулировать с предметами домашнего обихода, если он заинтересовался ими.
  • Важно создать для ребенка безопасное пространство, в котором он сможет спокойно передвигаться: убрать мебель с острыми углами или закрыть их мягкими накладками, поставить специальные заглушки на розетки, спрятать провода и т.п.

Возможно, вам будут интересны статьи "Игры с коробками" и "Настольные игры на сайте 2mm.ru

Источник фото: Shutterstock

Теги: развитие ребенка

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

0 комментариев


Загрузка...

Комментарии к статье

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.


Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый