Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Развитие речи у ребенка
1 5

Развитие

Развитие речи у ребенка

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату – полугодие.

Развитие речи у ребенка

Если в 5 месяцев малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на шестом месяце жизни он овладевает поворотами с живота на спину. Теперь без вашей помощи кроха делает повороты во все стороны и его ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять на высоте в незащищенном бортами месте. Ребенок очень активен, любопытен, ищет вас глазами, вокализациями «заявляет» о себе. Хорошо, если мама откликается на действия малыша, и даже чем-то занимаясь поблизости, держит его в поле зрения, заигрывает, разговаривает, поддерживает улыбкой и т.п.

В этот период жизни социальная активность малыша столь высока, что он не может долго оставаться в  одиночестве – требует общения с вами, поэтому даже если вы заняты неотложным делом, периодически напоминайте ему: «Я рядом», «Я тут», «Я тебя вижу», «Я тебя слышу», «Сейчас подойду» и т.п. Ведь потребность в общении со взрослым – условие его дальнейшего овладения речевыми навыками.

Знаменательным для шестого месяца жизни ребенка является «скачок» в развитии действий руки, имеющий значение для дальнейшего общего и речевого развития. Рука, как тюльпан, «раскрылась» пятью лепестками-пальчиками: уменьшился гипертонус мышц кисти. У ребенка появилась способность брать предметы самостоятельно из любого положения. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

Теперь «освободившаяся» рука ребенка может не только притягивать игрушку, но и производить с ней забавные манипуляции, сжимать, отбрасывать и даже подносить ко рту. Малыш все берет в рот. Язык ребенка обладает высочайшей чувствительностью и «сообщает» крохе больше информации о предмете, чем он получает ее зрительно. И это понятно, ведь действия малыша, как и раньше, обусловлены данной от природы ориентировочной активностью, т.е. рефлекторным реагированием на новизну в  окружающем мире.

Однако было бы ошибкой считать, что полугодовалый малыш совершает все чисто рефлекторно, т.е. бессознательно. Соприкосновение руки с предметом ребенок эмоционально переживает, потому что в этот момент получает впечатления от результата своих манипуляций, а это и есть познание свойств обследуемой игрушки. По сути, у малыша проходит ознакомительная игра – ориентировочная по форме и познавательная по содержанию.

Необходимо заметить, что теперь кроха сам совершает действия без помощи взрослого. Так формируется его наглядно-действенное мышление и сенсомоторный интеллект. Важен момент самого действия, приводящий к видимому результату (например, игрушечный поросенок запищал, шарик провалился в  дырочку и выкатился сбоку, матрешка-неваляшка зазвенела). Вот почему ребенку 6 месяцев так необходимы предметные игры, организуемые взрослым. Малыш с большим интересом относится к предметам, окружающим его: все подай сюда!

С высвобождением руки предметная деятельность становится ведущей в развитии ребенка. В 6 месяцев, можно сказать, ее начало – «родник», который с каждым месяцем будет превращаться в «поток» ознакомительной игры с предметами.

Эмоциональное общение с мамой и родными не утрачивает своей значимости, но теперь действия с предметами выходят на первое место. Проявляя посильную самостоятельность, ребенок продолжает ощущать на себе любовь и заботу близких. Последнее не так уж просто осуществить: надо не только ласкать ребенка, но знать, во что и как играть.

Организуя игровые действия, взрослый называет предметы, которые попадают в руки малыша. Так на ранних этапах начинается развитие наглядно-действенного мышления и речи.

 

Развитие речи у ребенка

Теперь, с шестого месяца жизни ребенка, можно говорить о развитии понимания речи и формировании активных речевых реакций. Иными словами, интенсивно развивается понимание названий предметов и артикуляция речевых звуков, складывающихся в слоги: «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «бу-бу», «ма-ма-му» и т.п. Начинается новый этап предречевого развития, называемый лепетом. Лепет – это еще не слово, которое, понимая, произносит малыш, это лишь «кирпичики», из которых будет строиться его речь.

Кроха по-прежнему, находясь в хорошем расположении духа, подолгу гулит, но в руладах гласных звуков слышатся и согласные: «у-а-ва», «а-а-у-ма-а», «а-бя-а-а-б» и т.п.

В этот же период в разговор с ребенком взрослый вводит вопрос «где?», сопровождаемый указательным жестом в сторону названного предмета. Например, мама показывает на часы и говорит: «Тик-так, тик-так! Часы! Где тик-так? Где?» и, поднимая ручку малыша в сторону часов, продолжает: «Вот, тик-так! Где тик-так? Вот, тик-так!»

Аналогичный вопрос задается и по поводу других предметов или игрушек: «Где киса? Где гага?» и т.п. Через некоторое время кроха будет показывать пальчиком названный предмет.

Однако это умение придет к ребенку не спонтанно, т.е. не само собой. Понимание названий приходит к малышу в результате неоднократных повторений. Взрослый преднамеренно располагает игрушки в одном выбранном постоянном месте, которое хорошо просматривается, например, на полочке, в шкафу. Берутся не более 1–2 предметов, которые ставят отдельно в разных местах. При этом желательно выбрать игрушки не очень маленькие (не менее 25–30 см), с выразительными деталями. Например, если это собачка, то у нее должны быть выразительные глаза, вытянутый нос, забавный хвостик и др. Если берутся два предмета, то они должны быть резко контрастны по своему облику. Например, малышу трудно отличить собачку от кошки, но легко найти собачку и часы или петушка и кошечку. Конечно, игрушка должна быть прежде не только показана и названа, но и интересно обыграна, а затем, в присутствии ребенка, ей нужно найти определенное место, о котором будет задаваться вопрос «где?».

Ввиду того что в конце шестого месяца к крохе приходит активный лепет, следует проводить игры-занятия с включением фольклорных текстов, где слышатся звукосочетания «га», «гу», «ва», «ву», «ба», «ма» и др.

Дело в том, что звук «г» был освоен малышом в гортанном варианте намного раньше в гукании на втором и третьем месяцах жизни. Теперь эта фонема легко и, как правило, одной из первых входит в лепет малыша, затем появляются и другие – «м», «б». Их называют губными, потому что они произносятся смыканием и размыканием губ на выдохе. Это наиболее легкие звуки в артикуляционном отношении.

Речевые новации этого периода младенчества показывают, что игры-занятия с ребенком должны проходить на более высоком уровне, как в понимании, так и активном воспроизведении речевых звуков. Вместе с тем, их нельзя рассматривать вне связи с другими линиями развития (познавательное, сенсорное, моторное), потому что они взаимодействуют между собой: предметные действия руки связаны с локомоциями (повороты, подползание), с наглядно-действенным познанием сенсорных и физических свойств предметов, отражением последних в слове, т.е. речевом общении со взрослым.

 

Развитие речи у ребенка

Шестой месяц жизни ребенка ставит новые задачи общего развития перед родителями малыша:

  • закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук;
  • побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину;
  • способствовать движениям, подготавливающим появление ползания: на данном этапе – подтягивание на руках и подползание к заинтересовавшему предмету;
  • укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, боковая спинка кровати, колени взрослого и др.);
  • способствовать локомоторному развитию ребенка, самостоятельно менять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и др.);
  • продолжать формировать начальное ориентировочно-исследовательское поведение с предметами и игрушками: ознакомление с цветом, формой, величиной, массой, фактурой и др. в процессе практических действий – манипулирования;
  • формировать умение брать предмет из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п. разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.);
  • эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками;
  • способствовать радостному настроению, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

Среди общих задач развития необходимо выделить задачи, способствующие речевому развитию малыша:

  • продолжать развивать речевой слух ребенка, побуждая прислушиваться к голосу взрослого;
  • создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.);
  • организовывать игры-занятия, способствующие появлению у ребенка лепета, а также отмечать, какие звуки (приближенные к речи) слышатся в его лепете;
  • вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним издаваемые им речевые звуки;
  • способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому;
  • называть ребенка по имени, способствовать тому, чтобы он воспринимал это обращение.

Необходимые условия

Важно найти форму взаимодействия с малышом, с одной стороны, лаская ребенка, эмоционально обогащая его, не следует забывать о «деловом» общении, следовательно, с другой стороны, чаще ставить в положение какого-то выбора, активизируя самостоятельные попытки к тому или иному действию. Не давать все в готовом виде: хочешь играть шариком – дотянись до него; хочешь потянуть за кольцо – сам подтянись и захвати его руками и т.п.

Старайтесь комплексно сочетать в играх-занятиях движения, действия с предметами, яркие речевые и эмоциональные проявления в процессе взаимодействия с малышом, расширяйте его социальные контакты.

Эмоциональное общение

«Иди-иди ко мне на ручки»

Задачи

Способствовать пониманию речи взрослого, обращенной к ребенку. Продолжать укреплять социальные контакты малыша в семье. Разыграть с домашними ситуацию приглашения, сопровождаемую словами к ребенку: «Иди-иди ко мне на ручки», сформировать адекватную реакцию на них. Использовать стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко» в певческом варианте (на мотив русской народной песни «Светит месяц») с игровыми движениями – хлопками в ладоши.

Содержание

Взрослые заранее договариваются между собой об игре с ребенком. Мама берет ребенка на руки (не сажает!) и направляется к бабушке со словами:

«Ай, таиньки-таиньки,
Пришли к бабе заиньки!»

Мама игриво исполняет рифмовку, подчеркивая голосом необычность ситуации. Бабушка ласково встречает малыша и делает жест ладонями «к себе» со словами: «Иди-иди ко мне на ручки!» – как бы манит.

Когда малыш перейдет к ней на руки, мама пропевает на мотив «Светит месяц»:

«Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку»
(А. Барто).

С этими словами мама берет ручки ребенка в свои (элемент пестования) и соединяет их со словами: «Хлоп!», «Хлоп!» Бабушка подпевает, поворачиваясь с малышом влево-вправо в такт песенки. Затем мама делает пригласительный жест со словами: «Иди-иди ко мне». Ребенок переходит к ней, и они направляются к дедушке. Вся игровая сценка повторяется.

 

Развитие речи у ребенка

Примечание

Если ребенок не захочет переходить с рук мамы к другому взрослому, то хлопки его ручками под песенку выполняет последний.

В этом игровом взаимодействии участвует вся семья, и ребенок получает много положительных эмоций. Так начинает возникать понимание речи взрослых, если одна фраза, сопровождаемая жестом, повторяется каждым из них. При этом фраза повторяется ребенку в разном тембровом звучании голосов мужчин и женщин, молодых и пожилых членов семьи. Так продолжает развиваться речевой слух малыша. Начинается знакомство с социальной речевой практикой его ближайшего окружения: возникает способность узнавать домашних по голосам, а затем и понимать обращенную к крохе речь.

К концу шестого месяца малыш уже понимает обращение к нему по имени. По-прежнему интересны песенки, стихи, шутки и др., в которых звучит имя ребенка в сочетании с рифмующимися словами. Малыш учится выделять свое имя в потоке близких по звучанию слов.

К Юлечке-Юле
Прилетали гу-у-ли,
Гули-гулечки
Садились к люлечке,
Ворковали Юлечке:
«Юля, Юля, Юле-е-чка!»
Во-о-т какие гу-у-лечки.
Прилетали к Юлечке!

Деня-Денюшка-Денис,
Просыпайся! Улыбнись!
Светит солнышко в окошко,
И уже умылась кошка!
Деня-Денюшка-Денис,
Денис, маме улыбнись!
Мы покушаем немножко,
Впереди у нас дорожка,
На прогулку пойдем,
«Гу-га-гу-у!» – запоем.
(Л.  Павлова)

Речевые занятия

«Где петушок Кука?»

Задачи

Способствовать развитию понимания речи взрослого. Ввести в речевое общение с ребенком вопрос «где?», указательный жест в сторону названного предмета.

Материал

Игрушка-петушок (25–30 см).

Содержание

Ребенок на руках у взрослого. Разыгрывается сценка появления петушка. Мама показывает забавные пассы с игрушкой: петушок ходит, скачет, поет – «Ку-ка-ре-ку!». Мама несколько раз называет игрушку, затем вводит лепетное слово «кука». Спрашивает – «Где петушок Кука?», повторяет, выделяя «где?». Затем, используя облегченный вариант вопроса «Где Кука?» и выдвигая вперед игрушку, отвечает: «Вот Кука!», делает указательный жест. Повторяет все, делая указательный жест рукой малыша. Можно прочитать или пропеть рифмовку:

«Кука наш такой горластый,
«Ку-ка-ре-ку-у!» кричит он часто!»

Взрослый в присутствии ребенка ставит петушка на видное место, которое теперь будет постоянным. Время от времени спрашивает малыша: «Где Кука?» и, повернувшись лицом к игрушке, подносит кроху к ней и его ручкой указывает, говорит: «Вот Кука!»

«Заинька по сеничкам»

Задачи

Способствовать началу лепета. Побуждать малыша к «перекличке» на основе звуков, освоенных им, например «гу-гу-гу». Использовать потешку «Заинька по сеничкам», где это звукосочетание находится под ударением.

Материал

Игрушка-зайчик (25–30 см).

Содержание

Мама кладет малыша на спину, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Эмоционально настраивает на занятие. Начинает произносить звукосочетания, которые ребенок освоил, затем замолкает, давая возможность ему «откликнуться». Если малыш вступил в перекличку, взрослый не прерывает его, чтобы кроха мог проявить себя, и вступает в контакт, когда он прекратит издавать звуки. Далее рекомендуется повторить попытку «переклички» на основе заданного звукосочетания, например «гу». Если ребенок не откликается, мама «разучивает» с ним этот слог, утрированно показывая его артикуляцию. Затем можно ввести фольклорный текст: взрослый читает потешку эмоционально, нараспев:

«Заинька, по сеничкам
Гу-у-ляй, по-гу-ляй.
Серенький, по новеньким
По-гуливай, гу-ляй,
Гу-гу-гу!»

В конце игры-занятия мама показывает малышу игрушку: «Это зайчик! Где зайчик? Вот зайчик!»

 

Развитие речи у ребенка

«Подтянись и посмотри!»

Задачи

Формировать подползание, т.е. подтягивание на руках к игрушке. Учить брать предмет из разных положений. Замечать новые игрушки, называть их, употреблять вопрос «где?».

Материал

Яркие погремушки 2–3 штуки, с удобными ручками.

Содержание

Занятие проводится на ковре, застеленном однотонной тканью. На нем располагают погремушки на небольшом расстоянии от малыша.

Мама из одеяла скручивает валик, прикладывает его к стопам ребенка, создавая ему возможность отталкиваться ногами, выполняя подтягивание на руках. Когда малыш дотягивается до погремушки, взрослый наблюдает его действия и помогает овладеть предметом, называет игрушку, имитирует звучание («Дон-дон!», «Тук-тук!», Бах!»). Так осваиваются и другие игрушки, находящиеся перед ребенком.

Что умеет ребенок

Полгода считается «круглой датой» младенчества, поэтому необходимо провести диагностику физического и психического развития, в том числе и «достижения» подготовительного этапа речи.

К концу полугодия ребенок:

  • произносит отдельные слоги (начало лепета);
  • многократно или редко произносит какой-нибудь один слог: «ба», «ма», «га»;
  • повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им;
  • в лепете четко слышатся фонемы родного языка;
  • по своему желанию начинает произносить слоги (лепечет) в процессе бодрствования, находясь в хорошем настроении.

Если ваш малыш не обнаруживает этих речевых навыков, не переживайте, в младенчестве дети проявляют себя очень индивидуально. Позанимайтесь с малюткой по методике предыдущего месяца и создайте ему все условия для радостного, эмоционального общения с вами. Дитя не один раз удивит вас своими способностями.

Возможно, вам будут интересны статьи "Неврологические проблемы у ребенка первого года жизни" и "Развитие мелкой моторики у ребенка" на сайте mamaexpert.ru

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

1 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—1 из 1

Отличная инфа
Подобное читал на lady-bomba.ru

27 июня 2014 23:59

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Фотоконкурс "9 месяцев счастья"
Ирина
мальчик или девочка?
мальчик или девочка?
Ольга
моя счастливая осень
моя счастливая осень
Марианна
Фотография
Фотография
Анна Лаврищева
Наше счастье уже в пути!
Наше счастье уже в пути!
Ольга
Наше счастье=)
Наше счастье=)
Ольга
Только беременность может сделать женщину настолько прекрасной
Только беременность может сделать женщину настолько прекрасной
Екатерина
Нас скоро будет трое
Нас скоро будет трое
Елена
Эт я
Эт я
Ольга Качулина
Воистину счастлива та девушка, которая носит под сердцем ребёнка, зачатого от любимого мужчины.
Воистину счастлива та девушка, которая носит под сердцем ребёнка, зачатого от любимого мужчины.
Ольга
Ожидание - прекрасное время!!!
Ожидание - прекрасное время!!!
liliya.kosheleva@yandex.ru
Наше счастье
Наше счастье
Ирина
Мой 7ой месяц
Мой 7ой месяц
Юлия Моцар
9 месяцев счастья
9 месяцев счастья
Анастасия
нежное море
нежное море
Марина
Бумажная свадьба в ожидании чуда!!!
Бумажная свадьба в ожидании чуда!!!
Полина Кучер
Самая счастливая осень
Самая счастливая осень
Ольга
я и сын)
я и сын)
Юлия
Я счастлива!!!
Я счастлива!!!
Raznoglazka Ali-N
Совсем маленький тут Гордей,а сколько счастья принес!
Совсем маленький тут Гордей,а сколько счастья принес!
Юлия Арбузова
Ждем малышу!
Ждем малышу!
Катерина
Грею счастье внутри...
Грею счастье внутри...
Наталья
Мы ждём нашу Мирославу ,до родов осталось пару недель
Мы ждём нашу Мирославу ,до родов осталось пару недель
Анастасия
Мое самое главное в жизни достижение!
Мое самое главное в жизни достижение!
людмила
доченька, я жду тебя
доченька, я жду тебя
Алиша Кудряшова
9 месяц счастья
9 месяц счастья
Екатерина
Самая счастливая будущая мамулька!
Самая счастливая будущая мамулька!
Виктория Кашеварова
Ждем дочку Ясеньку!
Ждем дочку Ясеньку!
Катерина
Седьмой месяц счастья
Седьмой месяц счастья
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый