Обратите внимание, что ваши персональные данные обрабатываются на сайте 9months.ru в целях его функционирования. Если вы не согласны с этим, то вам надо покинуть сайт. Если вы продолжите пользоваться сайтом, это автоматически означает, что вы согласны на обработку ваших данных.

Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Мир в новом ракурсе. Психомоторное развитие ребенка четырех-шести месяцев
9 5

Развитие

Мир в новом ракурсе. Психомоторное развитие ребенка четырех-шести месяцев

Сегодня мы продолжаем разговор о психомоторном развитии ребенка, начатый в предыдущих номерах журнала1. В 4-6 месяцев у ребенка стремительно продолжает развиваться условно-рефлекторная сфера, формируются сложные поведенческие стереотипы. Естественно, всех родителей в первую очередь интересует вопрос, правильно ли развивается их малыш, не упустили ли они чего-нибудь очень важного. Хочется предупредить сразу: чем старше ребенок, тем более индивидуальны темпы его развития. Можно с уверенностью утверждать, что здоровый новорожденный младенец обладает, скажем, сосательным рефлексом или рефлексом автоматической опоры 2, отсутствие же у него этих рефлексов свидетельствует о неблагополучии. А вот если один малыш научился самостоятельно сидеть в 6 месяцев, а другой - в 7, это вовсе не означает, что первый - «отличник», а второй - «двоечник», просто каждому человеку, даже такому крохотному, присущ собственный жизненный темп. Именно по этой причине мы собираемся говорить не столько о навыках ребенка, сколько об общих тенденциях психомоторного развития 4-6-месячных детей.


Детский неврологЦентр психолого-медико-социальногосопровождения детей и подростков г. Москвы

Не разучившись - не научишься!

Наверняка многие из вас обращали внимание: при легком прикосновении соска (или соски, или просто пальца) к уголку рта вашего новорожденного малыша он поворачивал голову, приоткрывал губки, пытался достать сосок ртом. Врачи называют такое поведение поисковым рефлексом. Однако если вашему ребенку больше 3-4 месяцев, этот автоматизм у него уже исчез. Не спешите расстраиваться: возможно, это кому-то покажется странным, но правильное развитие предполагает угасание многих рефлексов. Прежде всего это имеет отношение к оральным (т.е. связанным с ротовым отверстием, а значит - с процессом еды) и спинальным (спинномозговым) рефлексам. 

Оральные рефлексы исчезают в следующем порядке (возраст ребенка указан ориентировочно):

  • 3 мес. - поисковый рефлекс;
  • 4,5 мес. - хоботковый рефлекс (если новорожденному легонько постучать пальцем по верхней губе, губы складываются «хоботком»), сосательный рефлекс и так называемый ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь новорожденный открывает рот). 

Приблизительный «график» исчезновения спинальных рефлексов:

  • 2-3 мес. - рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины вдоль позвоночника - слева или справа от него - младенец описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя; нога на стороне раздражителя разгибается во всех суставах); 
  • 3 мес. - рефлекс Переса (проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша - обычно в ответ на это ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и плачет) и рефлекс Моро (реакция испуга);
  • 4,5 мес. - рефлекс ползания;
  • 5,5 мес. - хватательный рефлекс.

Надоело лежать!

На смену оральным и спинальным рефлексам у ребенка формируются выпрямительные реакции. Дело в том, что в четыре - шесть месяцев младенец начинает овладевать великим навыком, отличающим человека от не-человека, - навыком прямохождения (реакции, «ответственные» за это, называются антигравитационными). Да-да, не удивляйтесь - активную подготовку к своим первым шагам ваш малыш начинает именно сейчас. Схематизируя, можно сказать, что приблизительно в четыре месяца начинается активная переориентация центральной нервной системы (как, впрочем, и всех прочих систем) ребенка из горизонтального положения в вертикальное. Так, например, приблизительно до 6 месяцев у младенца работает так называемая шейная выпрямляющая реакция. Выражается она в том, что при повороте головы все туловище целиком поворачивается вслед за ней. А в возрасте 6-8 мес. ей на смену приходит более сложный автоматизм - выпрямляющий рефлекс туловища. Теперь, повернув голову в сторону, малыш поворачивает в ту же сторону уже не все туловище сразу, а постепенно - сначала плечевой пояс, затем таз. Благодаря такой ротации тела становятся возможными перевороты с живота на спину, со спины на бок и на живот, а в перспективе - положение на четвереньках (см. фото 1) и, наконец, вертикальная поза.

И еще два важных рефлекса - защитная реакция рук и рефлекс Ландау, не относясь к выпрямляющим рефлексам, в значительной мере способствуют двигательному развитию. Защитная разгибательная реакция рук возникает приблизительно в четыре месяца и выражается в ответном движении рук при внезапном перемещении туловища вперед. Благодаря появлению и развитию этой реакции, примерно к шести месяцам ребенок в положении сидя может поддерживать массу тела руками. При этом кисти вначале сжаты в кулак, но позднее малыш уже может опираться на ладонь (см. фото 3).

Рефлекс Ландау появляется в пять-шесть месяцев. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, затем выпрямляет и даже выгибает спину, разгибает руки и ноги. 

Мир стал интереснее

Помните, каким был ваш малыш в первые дни и даже недели после рождения? Движения хаотичны и спонтанны, то, что мы в обиходе привыкли называть координацией движений, полностью отсутствует. Дело в том, что у новорожденного еще не скоординированы связи между корой больших полушарий, стволом головного мозга и стволом спинного мозга. В четыре-шесть месяцев процесс этой координации входит в интенсивную стадию - ребенок, как уже говорилось, стремится к переходу в вертикальное положение, а значит - начинает меняться пространство вокруг него. Значительное расширение поля зрения влечет за собой необходимость формирования сложных безусловно-рефлекторных глазодвигательных реакций, ответственных за реакцию глаз на приходящие стимулы - зрительные, слуховые. В четыре месяца человек уже, как правило, может не просто бесцельно размахивать погремушкой, но и целенаправленно засунуть ее себе в рот. Нервные центры, обеспечивающие такие реакции, расположены в стволовом отделе головного мозга, их формирование началось уже давно (вспомните поисковый рефлекс). Однако именно в начальный период перехода ребенка из горизонтального пространственного представления в вертикальное эти реакции приобретают развернутый характер, сопровождаются поворотом головы в сторону раздражителя, причем не только тактильного, но и зрительного и/или слухового. Такие движения требуют развитых связей между глазодвигательными центрами и расположенными в шейном отделе спинного мозга центрами, отвечающими за движения шейных мышц.

Интенсивно развивается кора головного мозга. В наибольшей степени этот процесс затрагивает лобную долю. В свою очередь, это ведет к расширению эмоциональных реакций, появлению новых поведенческих оттенков. Настало время, когда можно говорить не только об условных и безусловных рефлексах, но и о формировании высших психических функций - например, памяти. Закрепляются механизмы кратковременной и долговременной памяти, ребенок запоминает не только лица родителей, но и лица знакомых, окружающих. Начинают формироваться первые элементарные эмоциональные «навыки», в полной мере отражающиеся на личике маленького человечка: радость, смех, удивление, недовольство (взгляните на очаровательную улыбку Танюши Ефремовой на фото 3, 4). Ребенок постепенно «отделяется» от мамы, становясь все более самостоятельным существом.

Ни дня без... разговоров!

Учитывая все вышесказанное, хотелось бы дать несколько рекомендаций по уходу за ребенком 4-6 мес.:

1. Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в движениях, он должен чувствовать себя комфортно, иметь свободу перемещения. 

2. Шесть месяцев - время для очередного визита к врачу-неврологу, который непременно обратит внимание на состояние рефлекторной сферы ребенка.

3. Все больше становится активная фаза бодрствования ребенка, а значит, он начинает требовать к себе все больше внимания, ему все больше и больше становится необходим речевой контакт с родителями. Не лишайте его этого удовольствия: как бы вам ни было некогда, уделите ему 5-10 минут, поговорите с ним, пусть даже пока смысл ваших слов ему непонятен. Переход от неразборчивых звуков к отдельным словам во многом зависит от того, как интенсивно будут происходить эти «занятия».

4. Очень полезно повесить рядом с кроваткой ребенка игрушки ярких цветов, привлекающие внимание. Он обязательно заинтересуется новым объектом в поле зрения, заинтересуется - и захочет дотянуться до него. Вообще, полезно постоянно привносить в окружающую ребенка среду необычные для него предметы, звуки (см. фото 2). Это будет способствовать его двигательному и речевому развитию.

5. Ни в коем случае нельзя забывать о режиме дня. Идет активная перестройка всего организма маленького человечка, в том числе и его головного мозга (системы кровеносных сосудов) - в этот сложный период младенец как никогда нуждается в полноценном питании и сне.

6. Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы. Поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Нужно забыть о ссорах, мелких бытовых неурядицах. Психологический климат в семье должен быть со знаком «плюс», иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

7. Весь этот период следует быть внимательным не только к нервно-психическому развитию ребенка, но и к его соматическому статусу. В организме ничто не существует раздельно, а потому ответом на любую патологию со стороны внутренних органов будет дисфункция со стороны нервной системы. При выявлении малейшего отклонения следует начать его немедленную коррекцию (при необходимости и медикаментозную).
Пожалуй, это все рекомендации, которые можно дать применительно к данному периоду. Здоровья вам и вашему ребенку!

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

9 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—9 из 9

статья интересная,журнал тоже очень нравиться, всю беременность его покупала

9 октября 2009

интересная статья))познавательно...

8 сентября 2009

мне так вообще не понравилась статья!вряд ли я еще сюда зайду!

17 августа 2009

статья отличная

24 июля 2009

очень хороший сайт

19 января 2009

На мой взгляд маловато рекомендаций и они даны в общем, без примеров !Я понимаю, чито разжевывать никто ничего не должен, но из-за отсутствия наглядных примеров складывается ощущение не статьи, а отписки:(.но все равно спасибо

19 января 2009

Мне очень понравился этот сайт..........

11 января 2009

Спасибо за статью

8 августа 2008

Спасибо Вам за огромную помощь которую Вы оказываете всем нам!!!

21 июля 2008

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Конкурсы

Кастинг "Хочу на обложку"
Ульяна
хочу на обложку
хочу на обложку
Лира
Хочу на обложку
Хочу на обложку
Сона
В ожидании чуда)
В ожидании чуда)
Анастасия
В ожидании ноября
В ожидании ноября
Алсу
Happy pregnancy
Happy pregnancy
Анастасия
Хочу на обложку
Хочу на обложку

Соклакова Валерия
Соклакова Валерия
Татьяна
Дополнительное фото 2 от Николаевой Т.М. Кастинг
Дополнительное фото 2 от Николаевой Т.М. Кастинг "Хочу на обложку"
violetta22
В ожидании нашей малышки Миланы
В ожидании нашей малышки Миланы
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...







Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый