Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Мы растем!
0 4.7

Развитие

Мы растем!

Второй месяц жизни

Дитя уже узнает ваши прикосно­вения, голос, эмоционально реагирует на «разговор» с ним. И вы все больше и больше убеждаетесь, что перед вами уникальное существо, которое прояв­ляет себя чрезвычайно интересно.


Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к.психол.н.

Следует подчеркнуть, что быст­рый темп развития малютки позволя­ет особо выделять каждый месяц его жизни. В каждом месяце младенчес­кого периода детства можно выделить умения, имеющие в это время страте­гически важное значение и играющие огромную роль для последующего роста и развития. Эти умения назы­вают «ведущими». Именно на них должно быть сосредоточено внимание родителей. Имеет такие особенности и 2-й месяц жизни малютки.

Умения, наметившиеся в сен­сорном, эмоциональном, речевом и двигательном развитии ребенка в пе­риод новорожденности, к концу 2-го месяца жизни малыша приобретут яркий и выразительный характер. Главные из них:

  • ребенок умеет зрительно хорошо выделять в пространстве взрослого и те предметы, которые он демонстрирует ребенку;
  • может сосредоточить взор на пред­мете, рассматривая его;
  • целенаправленно  прислушивается к звукам;
  • вступает в эмоциональный контакт со взрослым, реагируя на его слова улыбкой;
  • способен недолго удерживать го­ловку из положения лежа на животе.

В приведенной ниже таблице показаны задачи текущего месяца и педагогические приемы их реализа­ции, «достижения» малютки к концу 2-го месяца жизни. Все это придет к нему на протяжении этого временно­го периода, но не сразу, а как резуль­тат вашего умелого взаимодействия с крохой.

Родителям необходимо знать, что в раннем младенчестве даже здо­ровые малыши очень индивидуальны в своем росте и развитии. Одни «ук­ладываются» в общепринятую схему показателей микропериода, другие — несколько отстают. Последним, в силу каких-то обстоятельств, необ­ходимо большее время для овладения навыками.

Следует учитывать, что эмоци­ональное благополучие малютки во многом определяется общим само­чувствием, физическим состоянием. Он еще очень беспомощен. Огром­ную роль играет уход за ребенком. Старайтесь исключить из жизни малыша дискомфорт (голод, холод, мокрые пеленки и т.п.). 2 — 3 раза в день (но не после кормления!) клади­те кроху на живот: ему необходимо «тренироваться» в подъеме и удер­живании головки. Движения головки необходимы для развития анализато­ров — зрения, слуха — «сбора» ин­формации об окружающем мире! В ребенке самой природой заложены познавательные потребности в виде ориентировочных реакций. Ребенку необходимы ваши глаза, руки, при­косновение, улыбка, общение, раз­говор, эмоции.

Не бойтесь чаще брать малют­ку на руки. «Избаловать» кроху в этом нежном возрасте еще невоз­можно, а материнская ласка являет­ся для него эликсиром жизни, роста и развития. И не суетитесь, спокойнее и организованнее стройте свою жизнь и жизнь ребенка. Знайте: у спокойных, выдержанных родителей, растут здоровые и спокойные дети.

Развитие и воспитание ребенка: 2-ой месяц жизни

Ведущие линии развития. Педагогическая направленность

  • Мини-программа
  • Задачи
  • Реализация программы и задач воспитания
  • Показатели развития ребенка к 2 месяцам

Познавательное развитие. Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Мини-программа

  1. Продолжать развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций.
  2. Способствовать совершенствованию бинокулярного зрения (координированные дви­жения глаз при сосредоточении взора на предмете).
  3. Развивать поисковые предметно направленные действия, связанные с установлением источника звука.
  4. На основе ладонного (хватательного) рефлекса вызывать рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь ребенка.

Задачи

  1. Формировать более длительное, чем во время 1-го месяца, прослеживание за движу­щимся предметом, игрушкой.
  2. Формировать более длительное сосредоточение взора на неподвижном предмете.
  3. Совершенствовать восприятие предметов во взаимодействии различных анализаторов (зрение, слух, осязание и др.).
  4. Обогащать тактильную чувствительность рук (контакт с предметами), подготавливаю­щую появление осязания.
 
 

Реализация программы и задач воспитания

Занятие 1

Материал. Колокольчик и небольшие погремушки (основная часть погремушки должна быть не менее 5 см в диаметре); различные сюжетные игрушки и погремушки, удобные для показа (имеющие ручку или монтирующиеся на палочке-держателе2 ) демонстрирую­щиеся под удобным углом зрения.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ним, называ­ет по имени. Наклоняется влево-вправо, удерживает на своем лице взгляд, улыбается, добивается ответной улыбки. Затем показывает ребенку игрушку, которая располагается на высоте 50—70 см и зависает над ним. (Расстояние демонстрации устанавливается опытным путем, исходя из индивидуальных возможностей малыша). При показе сюжет­ной игрушки следует изменять ракурс, демонстрируя ее в фас, затем в профиль (личико куколки, мордочка поросенка, головка петушка и т.п.) Взрослый добивается того, чтобы время, в течение которого ребенок непрерывно реагирует на игрушку, увеличилось до 10—15 с. и более.

Занятие 2

Материал. Мелодичная погремушка, бубен, колокольчик и т.п.

Ход занятия. Аналогичен занятиям, проводимым на 1-м месяце жизни малыша. Услож­нение состоит в том, что звучащий предмет сразу ребенку не показывают, побуждая его к активному поиску источника звука. Взрослый приводит в движение игрушку, находящу­юся от ребенка на расстоянии 40—70 см, извлекая звук (оптимальное расстояние уста­навливается опытным путем, исходя из индивидуального слухового восприятия малыша). Взрослый при этом находится вне поля зрения ребенка. Ребенок лежит на спине. Он вслу­шивается в звуки не менее 5 с. и поворачивает головку в сторону звучащего предмета.

Занятие 3

Материал. Две ленточки (атласная и джутовая или джинсовая) шириной 1—1,5 см; тонкий шнурок длиной 15 — 20 см с узелками, завязанными на расстоянии 5 см один от другого.

 Ход занятия. Взрослый берет гладкую ленточку и накручивает ее на указательный палец своей правой руки (как бы бинтует его). Поглаживая руку ребенка, взрослый проводит обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем по ладони ребенка. Также проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3 — 4 занятия можно вкладывать в руку ребенка поочередно ленточки, шнурок, не фиксируя предмет рукой взрослого. Желательно использовать моменты, когда малышд елает попытки раскрыть ладошку, выпрямить пальчики.

Показатели развития ребенка к 2 месяцам

Фиксирует взглядом неподвижный предмет в течение 20 — 25 с. Следит за движущейся игрушкой или взрослым непрерывно в течение 10 — 15 (20) с, поворачивая головку влево и вправо по траектории движущегося объекта. Поворачивает голову в сторону источника звука. Меняет положение головы при перемене места источника звука. Способен вслуши­ваться в звуки в течение 5 с.

Социальное развитие. Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Мини-программа

  1. Эмоционально обогащать общение с ребенком, придавая ему более яркую социальную направленность в режимных и игровых ситуациях.
  2. Создавать ситуации, побуждающие ребенка «отвечать» взрослому улыбкой.

Задачи

  1. Формировать двусторонний эмоциональный контакт на основе улыбки, которая на протяжении 2-го месяца жизни малыша приобретает все более явную социальную направ­ленность.
  2. Формировать эмоциональный контакт, используя яркие игрушки и образцы народного поэтического слова (потешки, подговорки, пестушки).
 
 

Реализация программы и задач воспитания

  1. Взрослый прибегает к разным способам социального кон­такта: визуальному (вглядывается в глазки малыша, накло­нившись над ним); вербальному (активизирует малыша ре­чью: называет его по имени; интонационно меняет свою речь и т.п.), эмоциональному(наклонившись над ребенком, общается с ним. При этом ребенок видит меняющуюся мими­ку его лица, различное выражение: спокойное, радостное, грустное, удивленное и т.п.)
  2. Взрослый способствует социальной улыбке, которая явля­ется первым для ребенка инициативным эмоциональным контактом со взрослым. Ребенок на протяжении 2-го месяца жизни все чаще начинает «отвечать» на улыбку взрослого  улыбкой в различных ситуациях. Возникая на основе подра­жания (имитации), эта эмоциональная реакция все более со­циализируется, обеспечивая двусторонний контакт взросло­го с ребенком.

Показатели развития ребенка к 2 месяцам

Ребенок широко и длительно улыбается в ответ на ласковое  обращение к нему. Улыбка приобретает яркую эмоциональную выраженность: улыбается все лицо, расплывается в широкой улыбке рот.

Речевое развитие. Подготовительные этапы развития активной речи и мышления. Ознакомление с окружающим.

Мини-программа

  1. Продолжать формировать ситуации, побуждающие ребенка реагировать на человече­ский голос, отличая его от прочих звуков (музыки, шумов).
  2. Разговаривать с ребенком, интонационно обогащая речь, — способствовать развитию речевого слуха.

Задачи

  1. Создавать ситуации, побуждающие ребенка прислушиваться к звукам речи.
  2. В процессе эмоциональных речевых контактов давать образцы для формирующегося речевого подражания и освоения звуков родного языка.
  3. Осуществлять подготовительные этапы развития активной речи: побуждать малыша к вокализациям3 и речевым реакциям.
  4. Включать в занятия с малышом не только речевые и интонационные образцы, но и пе­ние: развивать речевой и музыкальный слух.

Реализация программы и задач воспитания

  1. Взрослый продолжает активизировать малыша, побуждая выделять звуки речи и чело­веческий голос.Взрослый ласково разговаривает, поет (3 —5 с), находясь вне поля зрения малыша, сбоку от него (на расстоянии 40—50 см). Ребенок прислушивается (примерно 5 с.) к голосу взрослого, поворачивает голову в сторону последнего. После удачной поисковой реакции взрослый появляется, «вознаграждая» малыша улыбкой. Как правило, ребенок «отвечает» тем же.
  2. Взрослый побуждает ребенка к быстрому эмоциональному реагированию улыбкой на его речь.Ребенок широко улыбается после 2 — 3 обращений к нему взрослого.
  3. Взрослый создает ребенку условия для любых речевых проявлений.Ребенок издает гортанные звуки в момент эмоционального контакта, который приобретает все более дли­тельный и социальный характер.
 
 

Занятие 1

Материал. Малые жанры детского фольклора (пестушки, потешки, подговоркиит.п.); при этом рекомендуется выбрать интонационно богатое произведение, например «Ладушки».

Ход занятия. Малыш лежит на спине. В первой части занятия взрослый ласково разговаривает с малышом. Если ребенок произносит какие-либо звуки, взрослый повторяет их — как бы показывает «пример» речевого подражания. В разговоре с малышом взрослый дает образец речевых звуков.Во второй части занятия вводится потешка. Взрослый произносит ее слова не торопясь, подчеркивая смену интонации:

Ладушки-ладушки! (Веселое звучание.)

Где были? (Восклицание.)

У бабушки! (Ответ.)

Что ели? (Вопрос.)

Кашку! (Ответ.)

Что пили? (Вопрос.)

Простоквашку! (Ответ.)

Примечание: Ребенок пока не понимает смысла стиха, но на яркие речевые интона­ции реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Показатели развития ребенка к 2 месяцам

Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Прислушивается втечение 5 — 7 с. Все чаще издает короткие гортанные звуки («кхы», «гы»), в которых уже начинают «вырисо­вываться» звуки речи «г-г-г», «га-га», «гу-гу-гу» и т. п., — первые речевые реакции, так называемое гукание.

Моторное развитие. Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа

  1. Продолжать активизировать движения го­ловки ребенка: побуждать его поднимать и удерживать некоторое время головку в поло­жении лежа на животе.
  2. Развивать сенсомоторную активность при ознакомлении с окружающим миром. 

Задачи

  1. Обогащать ребенка впечатлениями, показывая ему различные предметы, игрушки и т.п., побуждающими к двигательной активности: поворачивать голову влево и вправо в поисках источника звука; придерживая головку, поднимать малыша нена­долго в вертикальное положение.
  2. Начать развивать тактильную чувствительность ладоней и мышечное усилие паль­цеврук, побуждая схватывать и зажимать палец взрослого, ленточку и т.п.
  3. Побуждать ребенка делать попытки более длительного удерживания головки из положения лежа на животе. 

Реализация программы и задач воспитания

  1. Взрослый кладет ребенка на живот и побуждает его поднимать и удерживать го­ловку, прибегая к зрительным и звуковым стимулам (например, показывает ребенку яркую звучащую игрушку).Ребенок поднимает голову и некоторое время удерживает ее в этом положении.
  2. Взрослый побуждает ребенка к поворотам головки влево и вправо из положения лежа на спине. При этом он использует те же стимулы, что в предыдущем упражне­нии.Ребенок быстро реагирует на перемену источника звука, «ожидает» появления игрушки вслед за ее звучанием.
  3. Взрослый прикасается к ручке ребенка, активизируя тактильную чувствитель­ность. Ребенок цепко схватывает палец взрослого, а затем любой предмет, попада­ющий в ладонь, например ленточку.

Показатели развития ребенкак 2 месяцам

Приподнимает голову и удерживает ее не менее 5 с. Раскидывает ручки, хотя паль­чики еще сжаты в кулачок. Цепко схватывает взрослого за палец, вложенный в его ладошку.

Все, что приобрел малыш за первые 2 месяца жизни, необходимо ему для освоения новых «высот» — роста и развития на 3-м месяце жизни. Но это уже новая «веха», более высокая ступенька развития, на которую малютке предстоит подняться.


1Все показатели и рекомендации даются для физиологически зрелых детей, не требующих специальной коррекции.
2В качестве держателя можно использовать круглую, гладкую палочку длиной 40 — 50 см (толщина сечения 1 си). Чтобы игрушки не падали, на одном конце палочки можно укрепить колечко от детской пирамидки. Другой конец палочки следует расщепить (глубина зазора должна быть 1—1,5 см; в зазор можно вставлять любое изображение или плоскостную форму). Родители могут проявить творчество и придумать свои образцы палочки-держателя. ВНИМАНИЕ! Не используйте для изготовления палочки неэстетичных, а также острых и опасных предметов (спиц, крючков и пр.). Пользоваться палочкой должентолько взрослый.
3Отдельные гласные звуки, которые ребенок произносит на выдохе и которые в последствии переходят в речевую реакцию, называемую гулением

Источник фото: Shutterstock

Теги: уход и гигиена новорожденного развитие ребенка

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

0 комментариев


Загрузка...

Комментарии к статье

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.


Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый