Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Мы растем!
6 5

Развитие

Мы растем!

Третий месяц

Третий месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и осо­бенности. Что же нового происходит в развитии малютки?


Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к.психол.н.

У малыша появляется специфи­ческая для раннего младенчества эмо­циональная реакция, направленная на взрослого. Она наглядно показывает, насколько взрослый приятен и необхо­дим ребенку. Малыш демонстрирует не только широкую улыбку и хаотическую двигательную активность, как это было в 2 месяца. Теперь он всем своим су­ществом как бы отвечает на ваше при­ветствие: улыбается и вокализирует2 — вытягивает губки:  «гу-гу-гу». Он замирает, а затем оживляется — вы­прямляет ручки и ножки, своим видом подчеркивая, что стремится вам «на­встречу». Эту совокупность эмоцио­нальных, речевых, двигательных про­явлений ученые называют «комплек­сом оживления».

Появление «комплекса оживле­ния» — серьезное достижение, необхо­димая «веха» развития в младенчестве. Совокупность описанных выше реакций в 3 месяца сигнализирует взрослому, что дитя взрослеет и успешно развивается, усложняется его психическая жизнь. Ма­ло того, появление «комплекса оживле­ния» необходимо для дальнейшего ус­пешного общего развития малыша.

«Комплекс оживления» получил такое название, во-первых, потому, что выглядит как синтез отдельных проявлений (комплекс); а во-вторых, малыш в самом деле демонстрирует взрослому свое оживление, желание общаться «в ответ» на его действия или слова. Нали­цо двусторонний контакт взрослого с ре­бенком. Самое главное, что этот контакт — результат вашего взаимодействия с крохой, и он никогда не возникает спон­танно, т.е. сам собой, без участия взрос­лого. Вот почему можно говорить о педа­гогике младенчества не только как о ре­альности, но и как о необходимости. В основе ее лежит формирование социаль­ной потребности, свойственной только человеку, — потребности общения.

Другое абсолютное новшество третьего месяца жизни ребенка — появ­ление движений руки в сторону пред­мета. Вначале это проходит как бы «случайно»: дитя пытается схватить «подвернувшуюся под руку» игрушку. В ближайшем будущем ребенок научится не только схватывать игрушку из удобно­го положения, но и целенаправленно притягивать ее. В вокализациях малыша все чаще будут слышаться четкие певучие гласные («а-а-а», «у-у-у»). Однако ?то пока тоже случайность, а не законо­мерность. Вы чувствуете, что ваше пе­ние, речитатив пестушек и потешек вы­зывают у ребенка усиленное ориентиро­вочное поведение. Ориентировочными реакциями называют «реакции на новиз­ну». Они возникают у ребенка рефлекторно, потому что даны от природы как безусловные. Это значит, что, как только в поле зрения ребенка попадает что-то новое, необычное, непривычное, занима­тельное для малыша, он непроизвольно переключает свое внимание на этот объ­ект. Аналогично дитя ведет себя, если ря­дом начинает звучать музыка, возникают какие-то звуки. Малыш затормаживает свои движения, начинает прислушивать­ся, затем искать источник звучания. Осо­бую слуховую ориентировочную реакцию у малютки вызывает речь взрослого. Он ищет говорящего, поющего. У ребенка возникает потребность увидеть его лицо; как правило, в эти моменты и появляется «комплекс оживления». Это уже не от­дельные зрительные или слуховые, так­тильные и другие ориентировочные реак­ции на новизну, а ориентировочно-иссле­довательская активность, направленная на сбор информации об окружающем с помощью взрослого.

 

Лежа на животе и опираясь на предплечья (классическая поза грудного малыша 3 месяцев) малыш приподнима­ется, опирается на предплечья рук и в этом исходном положении уже хорошо держит головку.

Весьма показательны и его попыт­ки овладения общими движениями. Ма­лютка еще не умеет самостоятельно де­лать повороты на бок и на живот, но в си­стеме массажа и ранней гимнастики для этого периода младенчества даются уп­ражнения, подготавливающие ребенка к овладению ими. Это важно, потому что, как известно, движения необходимы ма­лышу для укрепления мышц, улучшения дыхания и кровообращения. Но следует учитывать, что для ребенка двигательная активность — важнейшее условие пси­хического развития, совершенствова­ния органов чувств. Как только ребенок научился лежать на предплечьях с высо­ко поднятой головой, в поле его зрения попадает больше предметов. Следует по­мнить, что чем больше анализаторов уча­ствуют в восприятии предмета, тем боль­ше информации получает о нем ребенок.

Хорошо, когда многое удается крохе. Потому что удавшееся действие обязательно вызывает его повторение. Ребенок повторяет не только движения, но и удавшиеся звуки речи. Кажется, что все это почти невероятно: неужели малыш сознательно себя «тренирует»? Конечно, нет. Пока что действуют пер­вые условно-рефлекторные связи. Реа­гирование проходит без волевого уси­лия малютки. Данные от природы бе­зусловные рефлексы в ситуациях ваше­го взаимодействия с ребенком (при кормлении, купании, в моменты «игро­вого» общения, занятий с игрушками ит.д.), повторяясь изо дня в день, форми­руют поведение малютки, создавая ус­ловные связи.

Значит, все успехи вашего ребен­ка реальны только при вашей помощи и при вашем непосредственном участии в его жизни. Как же взаимодействовать с крохой? Каковы ведущие линии разви­тия, программа и задачи 3-го месяца, осуществляемые родителями в воспита­нии и обеспечивающие психофизическое благополучие ребенка? На этот вопрос ответит приведенная ниже таблица.

Развитие и воспитание ребенка: 3-й месяц жизни

Ведущие линии  развития.Педагогическая направленность:

  • Мини-программа
  • Задачи
  • Реализация программы и задач воспитания
  • Показатели развития ребенка к 2 месяцам

Познавательное развитие.Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Мини-программа:

  1. Совершенствовать зрительное восприятие предметов: в различных плоскостях (верти­кальной и горизонтальной), под разным углом, при разной удаленности.
  2. Продолжать развивать предметность восприятия, показывать различные свойства иг­рушек (предметов), обнаруживаемые зрением, слухом, осязанием, т.е. всеми органами чувств.

Задачи:

  1. Продолжать совершенствовать зрительное и слуховое сосредоточение, показывая предметы, различные по физическим свойствам: цвету, форме, величине, а также звучанию и положению в пространстве, выполненные из различных материалов. Включать их в более широкие показы, способствующие началу ориентировочно-исследовательской активности.
  2. Активизировать действия руки. Создавать ситуации, побуждающие ребенка к самостоятельному прикосновению и притягиванию игрушки-подвески, подведенной на ленте к ру­ке ребенка.
  3. Способствовать активизации моторики кистей рук, раскрытию ладони. На основе ладонного рефлекса начать формирование схватывания предмета (игрушки), вложенного в ручку ребенка.
 

Реализация программы и задач воспитания:

 

Занятие 1

Материал. Яркая звучащая погремушка или озвученная игрушка, например детский бу­бен (его надо повернуть яркой стороной к ребенку).

Ход занятия. Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30 — 40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждает ребенка прислушаться, поднять голо­ву, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как ребенок 1— 2 раза подни­мет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать воз­можность рассмотреть звучащий предмет. Во время последующих 2 — 3 занятий повторять весь комплекс дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы в течение примерно 30 — 40 сек. При следующих занятиях следует менять звучащие игрушки.

 

Занятие 2

Материал. Музыкальная игрушка (например, танцующий мишка, зайчик, бьющий в бара­бан, ит.п.) или другие звучащие игрушки (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка) среднего размера (20 — 25 см).

Ход занятия. Взрослый берет ребенка на руки вертикально (но не сажает его!), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживает его за спину. Подносит малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит игрушка. Взрослый так поворачи­вается к полочке, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и дает ему возможность про­явить самостоятельность в зрительном поиске в течение 30 — 40 сек. Затем второй взрос­лый начинает заниматься с малышом: обращается к нему, акцентирует внимание на иг­рушке, встряхивает ее, заводит или включает, приводит в движение, извлекает звук. Де­лает паузу. Затем повторяет действия, удаляя и приближая к ребенку предмет, называя его, интонационно выделяя голосом, чуть замедляя свою речь, т.е. стремится вызвать у ребенка ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, устойчивость ре­акции сосредоточения на предмете в течение 30 — 40 сек. и более.

Показатели развития ребенка к 2 месяцам: 

  1. Способен к зрительному сосредоточению на предмете в течение 25 сек. и более, находясь в горизонтальном положении (лежа на спине). В вертикальном положении — до 10 сек., находясь на руках у взрослого.
  2. Проявляет интерес к игрушке, находясь в разных положениях: лежа на спине, затем — на животе и на боку, находясь на руках у взрослого.
  3. Поднимаясь на предплечья, высоко удерживая головку, активно реагирует на взрослого, передвигающегося в пространстве. Недолгое время следит за его действиями.
  4. Оживляется, выпрямляет руки в сторону зависшей игрушки, «наталкивается» на игрушки, низкоподвешенные над его грудкой.
  5. Пытается приблизить руку к игрушке, разжать  ладонь.
  6. Вложенную в руку ленточку, тряпочку и т.п. удерживает в 2 месяца — в течение 2 — 3 сек., в 3 месяца — до 10 сек. и более.

Социальное развитие.Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Мини-программа:

  1. Способствовать появлению «комплекса оживления».
  2. Обогащать общение с ребенком, создавая ситуации эмо­ционального взаимодействия.

Задачи:

  1. Формировать двусторонний контакт на основе «комплекса оживления» в процессе эмоционально-личностного общения.
  2. Побуждать ребенка к эмоциональным, речевым, двигательным проявлениям — элементам «комплекса оживления» — в ситуациях ухода за ребенком и занятий с ним.
 

Реализация программы и задач воспитания:

1. Взрослый, наклонившись над лежащим на спине ребен­ком (на расстоянии примерно 30 — 40 см), улыбается, назы­вает малыша по имени, ласково разговаривает с ним. Если малыш в начале инертен к действиям взрослого, следуетне­однократно попытаться осуществить эмоциональный кон­такт. С целью активизации малыша можно погладить его по плечику, животику. Если дитя издает какие-либо вокализа­ции, взрослый должен «поддержать» его. С этой целью взрослый подражает речевым проявлениям маленького, затем переходит вновь на эмоциональное общение. Ребенок, как правило, проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним: смотрит на лицо взрослого, широко улыбается, издает тихие и короткие звуки; сгибает и разгибает ручки и ножки, тянется как бы «навстречу» взрослому.  

Показатели развития ребенка к 2 месяцам: 

  1. В периоды бодрствования малыш проявляет яркую сен­сорную активность ко всему, что его окружает и попадает в поле его зрения. При этом эмоциональные состояния неус­тойчивы, импульсивны.
  2. Проявляет яркий и полный «комплекс оживления» — эмо­ции, вокализации, двигательную активность — «в ответ» на эмоциональное общение с близкими.
  3. К 3 месяцам «комплекс оживления» возникает не только при виде близкого человека, но и при звуках его голоса.
  4. «Комплекс оживления» возникает на показ яркой игруш­ки, пение или звучание музыки.
  5. «Комплекс оживления» возникает в моменты комфорта и удовольствия.
  6. Ребенок «делает попытки» использовать эмоциональные реакции (улыбка, повороты головы, вокализации, слежения за действиями взрослого, прислушивание к звукам и голо­сам), чтобы привлечь к себе внимание близкого человека.

Речевое развитие. Ознакомление с окружающим. Подготовительные этапы развития активной речи и мышления.

Мини-программа:

  1. Расширять ассортимент игрушек для показа и общения с ребенком. Подбирать их по принципам общего и различного (например, ленточки и шнурочки; шарики и валики и т.п.).
  2. Способствовать речевой реакции «гукания» и появлению элементарного «гуления».

Задачи:

  1. Активизировать «речевой» контакт с ребенком всеми до­ступными средствами.
  2. Широко  использовать фольклорные произведения для маленьких — пестушки, песенки, потешки. Включать их в разговорную речь и об­щение с ребенком.

Реализация программы и задач воспитания:

  1. Взрослый, положив малыша на спину, вызывает у ребенка «комплекс оживления», при­слушивается к вокализациям ребенка, давая ему возможность проявить себя.
  2. Взрослый поддерживает речевую активность малыша: в речевом общении старается употреблять больше отчетливых вокальных гласных звуков, например «а-а», «о-о», «у-у». Использует пестушки, потешки, песенки, включающие вокальные образцы, близкие к гу­лению ребенка. Ребенок вслушивается в речевые звуки и рефлекторно повторяет артику­ляцию губ взрослого при утрированном произнесении последним гласных звуков«а», «о», «у» и др. В начале это получается как бы случайно, затем все чаще и ближе к образцу.

Занятие

Материал. В процессе общения с ребенком используются фольклорные тексты, включа­ющие звуки, произношение которых взрослый хочет закрепить у малыша.

Ход занятия. Чтение потешек на занятии следует сочетать с разговорной речью, обра­щениями к ребенку. Для появления гласных звуков «о», «а», согласных «г, к, х» можно ис­пользовать, например, следующие тексты:

Петуш-о-ок, петуш-о-ок,                                               Или:              Наши уточки с утра-а-а:

Золот-о-о-й гребешок-о-о-к,                                                              Кря-а-а, кря-а-а, кря-а-а.

Ты подай голос-о-ок,                                                                            Наши гуси у пруда-а-а-а:

Через т-е-е-мный лес-о-о-к!                                                               Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно-о-о: К-ко, к-ко, к-ко!

Каждое очередное двустишие потешки читается отдельно, между ними необходимо де­лать паузу, добиваясь отклика, потом повторять все произведения сначала.

 

Показатели развития ребенка к 2 месяцам: 

  1. Замирает, услышав речь взрослого. Одинаково реагирует улыбкой как на ласковое, так и на «строгое» обращение к нему — как на отрицательные, так и положительные интона­ции речи взрослого.
  2. К 3 месяцам делает попытки «гулить» в «ответ» на произносимые взрослым протяж­ные гласные звуки.
  3. В вокализациях и речевых реакциях все чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от глубины и яркости эмоционального контакта со взрослым.

Моторное развитие.Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа:

  1. Продолжать развивать сенсомоторную активность.
  2. Развивать общую двигательную активность (появление поворотов с живота на бок к 4 — 5 месяцам).
  3. Способствовать активизации движений рук.

Задачи:

  1. Способствовать развитию устойчивого удерживания го­ловки в горизонтальной плоскости из положения «лежа на животе».
  2. В процессе проведения гимнастики и массажа с малышом подготавливать ребенка ко владению поворотами со спины на бок,
  3. Ввести подъем ребенка в вертикальное положение (на ру­ках у взрослого): учить удерживать несколько секунд голо­вку в этом положении.
  4. Развивать активность действий руки, побуждая к само­стоятельному притягиванию предметов.

Реализация программы и задач воспитания:

Взрослый применяет только погла­живающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов (подошвен­ного, спинного, ножного), способст­вуют снятию гипертонуса мышц и за­пуску в действие природных сил, по­могающих ребенку научиться вла­деть своим телом.

Занятие

Материал. Твердые, мягкие, пружиня­щие поролоновые шарики и валики, обшитые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см, валики длиной 7—8 см, толщиной сечения 1,5 см), «грибок», «куколка», колечко ди­аметром не менее 5 см, «морковка»ит.п.

Примечание: размеры этих пособий должны соответствовать руке малыша.

Ход занятия. Взрослый вкладывает один шарик в ладонь сначала левой, затем правой руки ребенка. Валики вкладываются в момент раскрытия ладошки поперек ее, так, что­бы их можно было схватить четырьмя сложенными пальцами (большой палец отводит­ся). В первый момент взрослый придерживает предмет в ладони ребенка, побуждая к бо­лее сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 мес. — 2 — 3 сек., в 3 мес. — до 10 сек.). Вкладывание предметов повторяется 3 — 5 раз в каждую руку, что­бы ребенок мог ощутить их свойство (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и т.п.).

Показатели развития ребенка к 2 месяцам: 

  1. Лежит на животе, опираясь на пред­плечья, способен высоко поднять голо­ву. Сохраняет это положение до 1 мин. и более.
  2. При поддержке подмышки крепко упирается о твердую опору ногами, со­гнутыми в тазобедренном суставе. При прикосновении к опоре выпрямляет но­ги в коленном суставе и упирается обе­ими ступнями.
  3. Удерживает голову прямо в верти­кальном положении (на руках у взрос­лого) до 1 мин.
  4. Способен до 10 сек, и более удер­живать в руке «случайно» подведен­ную к руке игрушку-вкладыш.

Массаж

  1. Массаж рук

    Исходное положение (И.п.): положите ребенка на спину, ногами к ближнему краю стола.

    Выполнение (Вып.): делая поглаживаю­щие движения ладонью, массируйте руку малыша по направлению от кисти к пле­чу, по внутренней поверхности предпле­чья и плеча. Повторите 4 — 6 раз.

  2. Массаж живота

    И.п.:тоже.

    Вып.: ладонью одной или обеих рук про­водите круговое поглаживание живота (по ходу часовой стрелки, минуя область печени — правое подреберье). Повтори­те 6 — 8 раз.

  3. Массаж ног

    И.п.: тоже.

    Вып.: легко придерживая одной рукой стопу ребенка, другой рукой поглаживайте ногу по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к паху (внут­реннюю сторону бедра не массируют).

     
  4. Массаж спины

    И.п.: положите ребенка на живот.

    Вып.: поглаживая спину тыльной поверх­ностью обеих ладоней, двигайтесь по на­правлению от ягодиц к шее, на обратном пути — от шеи к ягодицам. 

 

Гимнастика3

  1. Разгибание позвоночника (спинной рефлекс)

    И.п.: положите ребенка на бок.

    Вып.: проведите двумя пальцами по обе­им сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу (это вы­зывает рефлекторное разгибание спи­ны). Повторите упражнение, положив малыша на другой бок. Это упражнение укрепляет мышцы спи­ны. Его сочетают с массажем спины, ко­торый выполняется с 2 месяцев.

  2. Разгибание позвоночника (рефлекс положения)

    И.п.: малыша, лежащего на животе, под­хватите руками снизу, под грудь и вы­прямленные ноги.

    Вып.: приподнимите ребенка над столом (при этом он рефлекторно разгибает спину и поднимает голову). Повторите 1 — 2 раза. Это упражнение способствует укреплению мышц спины, затылка и позвоночника.

  3. Разгибание позвоночника и ног

    И.п.: положите ребенка на спину.

    Вып.:   

    • Поддерживая  указательными пальцами обеих рук слегка приподнятую стопу ребенка, большими пальцами произ­водите поглаживание подошвы в направле­нии от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Повторите 4 — 6 раз.
    • Ладонями обеих рук растирайте пальцы на ногах ребенка. Повторите 4 — 6 раз. Эти упражнения способствуют укрепле­нию голеностопного сустава, мышц таза и пальцев ног.
  4. Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс)

    И.п.: ногу лежащего на спине ребенка слегка приподнимите одной рукой, захва­тив выше голеностопного сустава.

    Вып.: указательным пальцем другой ру­ки несильно надавите на подошву у основания пальцев (это вызывает ре­флекторное сгибание пальцев); затем проведите пальцем по наружному краю стопы до пятки (произойдет рефлектор­ное разгибание пальцев ноги). Повто­рите 3 — 4 раза.

    Это упражнение способствует укрепле­нию мышц стопы.

  5. «Потанцовывание» (ножной рефлекс)

    И.п.: поддерживая малыша под мышки, поставьте его на стол лицом к себе.

    Вып.: от прикосновения к плотной поверх­ности стола ноги ребенка рефлекторно вы­прямляются в коленных и тазобедренных суставах. Повторите 4 — 6 раз. Это упражнение способствует укрепле­нию мышц ног.

Ребенок выполняет все описанные уп­ражнения легко, потому что двигатель­ная активность малютки связана с непро­извольными действиями (т.е. не требует волевого усилия).

Примечание: Общая продолжительность за­нятий — 5 — 6 минут. Массаж, также как и гим­настику, надо проводить ежедневно в опреде­ленные часы, лучше всего через 30 — 40 минут после еды или за 20 — 30 минут до приема пищи, если малыш проснулся и находится в эмоцио­нально благоприятном состоянии, Так как массажу и гимнастике отводится зна­чительное место в жизни ребенка, маме не­обходимо ознакомиться с техникой его при­менения, используя консультативную службу в поликлинике по местужительства, а также соответствующую литературу.


 1Все показатели и рекомендации даются для физиологически зрелых детей, не требующих специальной коррекции.

2Вокализации - это отдельные гласные звуки, которые ребенок произносит на выдохе и которые в последствии переходят в речевую реакцию, называемую гулением.
3Рекомендуется детям с 1,5—2 месяцев.

 

Источник фото: Shutterstock

Теги: разрывы

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

6 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—6 из 6

полезная статья!

10 июня 2013 14:06

Хорошая статья. Напишите статью про 4,5... и т.д месяца

13 августа 2010

Да інформація полезна, хотілося б почути про 4, 5 місяців. дякуємо що є така інформація, особливо про масаж, дитині це потрібно

11 сентября 2009

замечательная статья! все написано четко ясно простым языком. пожалуйста напишите про детей с 4го месяца жизни.жду с нетерпением спасибо

7 апреля 2009

Прекрасная статья ! Я не давно родила третью дочку и массаж,которому меня научила массажистка ещё несколько лет назад,начала делать малышке через месяц.Даже вспомнила всю последовательность и постепенные усложнения в зависимости от возраста.Хотелоь бы,что такие статьи появятся вновь,но для детей постарше,ведь не у всех есть опыт да и он забывается через некоторое время.Ждём с нетерпением :)

15 февраля 2009

Хорошая статья. Хотелось бы увидеть подобное про 4,5,6... и т.д. месяца

11 декабря 2008

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Фотоконкурс "Чумазики"
Татьяна Николаева
Пффф и другие истории))))
Пффф и другие истории))))
Марина Медведева
Боди-арт от сестры
Боди-арт от сестры
Анастасия Сарафанова
Мастер боди-арта
Мастер боди-арта
Татьяна Николаева
черничный пирог
черничный пирог
Наталья Лысенко
Главное носочек не испачкать!
Главное носочек не испачкать!
Оля Немудрая
Юный художник
Юный художник
Елена
Зато сама поела
Зато сама поела
Ая Гурова
Когда в альбоме уже все нарисовано
Когда в альбоме уже все нарисовано

ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
Елена Некрасова
Вот так маме помогли!
Вот так маме помогли!
Снежана Рузавина
Алиса - мастер художественного погрома
Алиса - мастер художественного погрома
Юлия
Маловато будет!
Маловато будет!
Ая Гурова
Маленький индеец
Маленький индеец
Людмила
Ради творчества готова на всё!
Ради творчества готова на всё!
Ольга Рыжкова
Творческие будни.
Творческие будни.
nata151084
Юный художник
Юный художник
Юлия
Зеленый человечек!
Зеленый человечек!
Tatyana Pidyak
чумазенький чертенок!
чумазенький чертенок!
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый