Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Развитие новорожденного
9 5

Развитие

Развитие новорожденного

Первые умения

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.


Педиатр, к.м.н.

Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше: он составляет, согласно указаниям Всемирной организации здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери. Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга, и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком, собственно, новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу: предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный. С учетом того, что в первые дни жизни очень активно совершенствуются навыки и умения малыша и разница между 1 -м и 28-м днем новорожденности велика, уместно подчеркнуть, что из нашего рассказа вы узнаете о самых первых днях жизни младенца.

Стартовая оценка умений, а соответ­ственно — и состояния здоровья ново­рожденного, проводится медицинскими работниками непосредственно в родиль­ном зале. Итог этой оценки каждый роди­тель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8—9 бал­лов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура, и безус­пешно пытаются ее расшифровать. Пояс­ним: Апгар — это фамилия с ударением на первой букве «А». Принадлежит эта фа­милия женщине, американскому анесте­зиологу. Апгар предложила шкалу, в соот­ветствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно сердцебиение, дыхание, мышеч­ный тонус, рефлексы и окраска кожи, оце­ниваются по трехбалльной системе — по­лучают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и на­бирается максимум 10.

Но оценивать по шкале Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручон­ками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вер­тит и вообще орет... Столпившиеся у кро­ватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе не утешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

С учетом вышеописанной и очень ти­пичной ситуации постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо са­мый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родствен­ников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы этих органов врач ос­мотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что ощущает.

 

Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорож­денного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как тако­вой, т.е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками имен­но бабушка, — не в состоянии. Упомяну­тая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое (т.е. совер­шенно нормальное для периода новорож­денности) косоглазие.

Специфика новорожденного — мига­тельный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пу­чок света — реагирует.

Слух. Сразу после рождения он нес­колько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как малыш окажется дома, он слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук дос­таточно громкий  —  вздрагивает,  при этом может изменяться глубина и часто­та дыхания, реагируют мимические мыш­цы лица. Но младенец часто успокаива­ется, услышав мамин голос.

Обоняние — чувство, которое значи­тельно развито у малышей с первых дней жизни, ведь именно благодаря обонянию малыш может отличить маму от других родственников и знакомых, ощущая запах молока. На резкие запахи он явно реагиру­ет (как правило, изменением частоты дыха­ния или беспокойством), но отличить оде­колон папы от духов мамы не в состоянии.

Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаиваю­ще: малыш облизывает губы, делает гло­тательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны (и это надо обязательно учитывать) отри­цательные реакции на «невкусные» ле­карства и средства гигиены, коими поль­зуется кормящая мать.

Осязание. Развито хорошо, но нерав­номерно, поскольку неравномерно расп­ределены нервные окончания. Прикосно­вения к лицу и конечностям младенец воспринимает более активно, чем погла­живание спины. Ну а реагирует на них вполне цивилизованно — плачет от хо­лодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобра­лись. Теперь понемножку обо всем ос­тальном, не менее важном.

Кожа. Прекрасно снабжается кровью, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факто­рами связана значительная чувствитель­ность к повреждающим факторам, осо­бенно к перегреву. Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановитель­ная способность: заживает все очень быстро — естественно, в том случае, ес­ли устраняется повреждающий фактор.

Мышцы. Специфическая особен­ность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышеч­ная масса заметно отличается от взрос­лого человека и составляет всего 22— 25% от веса тела, тогда как у папы с ма­мой — не менее 40%.

 

Дыхательная система. Легочное ды­хание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством так называемого плацентар­ного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие за­полняются воздухом: малыш начинает дышать по-человечески. Важная особен­ность новорожденного — узость и носо­вых ходов, и гортани, и трахеи, а покры­вающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно снабжаются кровью. Слизистые оболочки верхних ды­хательных путей легко повредить, ковы­ряя в носу, легко пересушить. При сухос­ти и запыленности воздуха в большом ко­личестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, неред­ко возникают проблемы, когда слизь на­капливается в дыхательных путях. Чих­нуть новорожденный может, а вот выс­моркать нос — уже никак. Знать это важ­но именно потому, что малыш, разумеет­ся, может дышать по-человечески (т.е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники соз­дадут ему человеческие условия — чтобы пыли было поменьше, чтобы не переусе­рдствовать с обогревателями, чтобы вов­ремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для но­ворожденного колеблется в пределах 40—60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Напол­няются кровью легкие, перестают функци­онировать и закрываются некоторые со­суды и отверстия в сердце (через них у пло­да осуществлялся кровоток в обход лег­ких). Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма ус­тойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кисло­рода. Частота сердечных сокращений ко­леблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения. Ребенок рож­дается с очень хорошо развитыми жева­тельными мышцами и относительно боль­шим языком. Это делает возможным дли­тельное и активное сосание. А вот слюн­ные железы еще незрелые, и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, че­рез неделю — уже 50 мл, а к концу пери­ода новорожденности — больше 100. Поскольку организм ребенка ориентиро­ван на молоко, то ферменты желудка и ки­шечника по качественному и количествен­ному составу предназначены для успеш­ного переваривания именно молока. В первые 10—20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размно­жающиеся в кишечнике бактерии изменя­ют внешний вид кала: поначалу он корич­невый, затем зеленовато-желтый, еще че­рез несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

 

Система выделения. Уже при рожде­нии в мочевом пузыре есть небольшое ко­личество мочи. В первые 3 дня жизни моче­испускания относительно редки — 4—5 раз в сутки. Это вполне нормально. Но их количество стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорож­денного от 50 до 80 мл, но накапливать мо­чу в таком количестве дитя не умеет: 10— 15 мл «собралось» — и достаточно — по­ра менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хотя и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к мо­менту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание бел­ка) отличны от норм взрослого человека.

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей. Это, по­жалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно. Мышечный тонус  больше  выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолют­но ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечнос­тей (так называемый тремор) очень не­желателен для разволновавшихся ба­бушек, но для новорожденного — это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с по­мощью молоточка) у новорожденного не постоянны, разве что коленный оп­ределяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые реф­лексы; их так и называют — «физиоло­гические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они име­ются у всех здоровых новорожденных, но по мере того как мозг «созревает», они угасают и к 4 — 5 месяцам исчеза­ют. Эти рефлексы любой родитель мо­жет обнаружить у своего ребенка са­мостоятельно.

Хватательный рефлекс. Если под­нести к внутренней стороне ладони ма­лыша палец взрослого, дитя обхваты­вает его и прочно держится. Так проч­но, что ребенка несложно поднять над поверхностью стола.

Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребе­нок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в сто­роны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрос­лого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в  пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед, возникают движения, напоми­нающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Все изложенное позволяет нам соста­вить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного. Малыш, хо­тя и кажется слабеньким и беспомощ­ным, на самом деле умеет очень много.

Главное его умение — способность отли­чать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Он может плакать и звать на помощь, когда голоден, когда ис­пытывает дискомфорт, когда болит что-то; успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все его устраивает. Он умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для челове­ка, возраст которого определяется днями.

Источник фото: Shutterstock

Теги: уход и гигиена новорожденного развитие ребенка

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

9 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—9 из 9

spasibo za statyu,mne vse ponravilos, no hotelos bi po bolshe uznat o sne rebonka. zaranee spasibo

26 сентября 2009

Очень интересно и познавательно. ))) Нам уже почти 39 неделек. Ждём с большим нетерпением тот день, когда увидим нашего сладенького сынульку, нашу крохотулю... Объязательно понаблюдаем за перечисленными рефлексами.

28 августа 2009

Статья несет в себе много информации о новорожденном и прочитав ее успокоилась в отношении свего чада. Спасибо огромное!

26 мая 2009

все так и есть лично проверил

25 января 2009

Статья очень насыщена информацией для будущих родителей

2 января 2009

Мне понравилась статья, спасибо. У нас новорожденная девочка. Во время сна частота сердечных сокращений 80. Что это?

1 декабря 2008

спасибо за замечательную статью)

2 ноября 2008

Супер! Ничего такого не знал! Комаровский здорово пишет. У нас скоро будет малыш, и эта статья очень полезна. спасибо!

14 августа 2008

Спасибо за такую статью!!!

14 июля 2008

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...







Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый