Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Развитие новорожденного
9 5

Развитие

Развитие новорожденного

Первые умения

Начнем с определения, ибо сам термин «новорожденный» — понятие растяжимое.


Педиатр, к.м.н.

Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше: он составляет, согласно указаниям Всемирной организации здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее — с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери. Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга, и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком, собственно, новорожденном идет речь, — дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, — дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу: предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный. С учетом того, что в первые дни жизни очень активно совершенствуются навыки и умения малыша и разница между 1 -м и 28-м днем новорожденности велика, уместно подчеркнуть, что из нашего рассказа вы узнаете о самых первых днях жизни младенца.

Стартовая оценка умений, а соответ­ственно — и состояния здоровья ново­рожденного, проводится медицинскими работниками непосредственно в родиль­ном зале. Итог этой оценки каждый роди­тель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: «родился 8—9 бал­лов по Апгар». Не все знают, кто такой или что такое «Апгар», многие уверены в том, что это некая аббревиатура, и безус­пешно пытаются ее расшифровать. Пояс­ним: Апгар — это фамилия с ударением на первой букве «А». Принадлежит эта фа­милия женщине, американскому анесте­зиологу. Апгар предложила шкалу, в соот­ветствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно сердцебиение, дыхание, мышеч­ный тонус, рефлексы и окраска кожи, оце­ниваются по трехбалльной системе — по­лучают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и на­бирается максимум 10.

Но оценивать по шкале Апгар — это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручон­ками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вер­тит и вообще орет... Столпившиеся у кро­ватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе не утешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

С учетом вышеописанной и очень ти­пичной ситуации постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо са­мый надежный способ избежать стрессов — вовремя получить информацию. Есть и второй способ — попросить родствен­ников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы этих органов врач ос­мотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего — что дитя видит, что слышит, что ощущает.

 

Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорож­денного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как тако­вой, т.е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками имен­но бабушка, — не в состоянии. Упомяну­тая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое (т.е. совер­шенно нормальное для периода новорож­денности) косоглазие.

Специфика новорожденного — мига­тельный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза — не мигает, а вот на яркий и внезапный пу­чок света — реагирует.

Слух. Сразу после рождения он нес­колько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как малыш окажется дома, он слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук дос­таточно громкий  —  вздрагивает,  при этом может изменяться глубина и часто­та дыхания, реагируют мимические мыш­цы лица. Но младенец часто успокаива­ется, услышав мамин голос.

Обоняние — чувство, которое значи­тельно развито у малышей с первых дней жизни, ведь именно благодаря обонянию малыш может отличить маму от других родственников и знакомых, ощущая запах молока. На резкие запахи он явно реагиру­ет (как правило, изменением частоты дыха­ния или беспокойством), но отличить оде­колон папы от духов мамы не в состоянии.

Вкус. Вот с этим — уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаиваю­ще: малыш облизывает губы, делает гло­тательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны (и это надо обязательно учитывать) отри­цательные реакции на «невкусные» ле­карства и средства гигиены, коими поль­зуется кормящая мать.

Осязание. Развито хорошо, но нерав­номерно, поскольку неравномерно расп­ределены нервные окончания. Прикосно­вения к лицу и конечностям младенец воспринимает более активно, чем погла­живание спины. Ну а реагирует на них вполне цивилизованно — плачет от хо­лодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобра­лись. Теперь понемножку обо всем ос­тальном, не менее важном.

Кожа. Прекрасно снабжается кровью, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факто­рами связана значительная чувствитель­ность к повреждающим факторам, осо­бенно к перегреву. Но есть и заметный плюс — очень высокая восстановитель­ная способность: заживает все очень быстро — естественно, в том случае, ес­ли устраняется повреждающий фактор.

Мышцы. Специфическая особен­ность — повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышеч­ная масса заметно отличается от взрос­лого человека и составляет всего 22— 25% от веса тела, тогда как у папы с ма­мой — не менее 40%.

 

Дыхательная система. Легочное ды­хание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством так называемого плацентар­ного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие за­полняются воздухом: малыш начинает дышать по-человечески. Важная особен­ность новорожденного — узость и носо­вых ходов, и гортани, и трахеи, а покры­вающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно снабжаются кровью. Слизистые оболочки верхних ды­хательных путей легко повредить, ковы­ряя в носу, легко пересушить. При сухос­ти и запыленности воздуха в большом ко­личестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, неред­ко возникают проблемы, когда слизь на­капливается в дыхательных путях. Чих­нуть новорожденный может, а вот выс­моркать нос — уже никак. Знать это важ­но именно потому, что малыш, разумеет­ся, может дышать по-человечески (т.е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники соз­дадут ему человеческие условия — чтобы пыли было поменьше, чтобы не переусе­рдствовать с обогревателями, чтобы вов­ремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для но­ворожденного колеблется в пределах 40—60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Напол­няются кровью легкие, перестают функци­онировать и закрываются некоторые со­суды и отверстия в сердце (через них у пло­да осуществлялся кровоток в обход лег­ких). Сердце новорожденного — один из самых здоровых органов, оно весьма ус­тойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кисло­рода. Частота сердечных сокращений ко­леблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно — практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения. Ребенок рож­дается с очень хорошо развитыми жева­тельными мышцами и относительно боль­шим языком. Это делает возможным дли­тельное и активное сосание. А вот слюн­ные железы еще незрелые, и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, че­рез неделю — уже 50 мл, а к концу пери­ода новорожденности — больше 100. Поскольку организм ребенка ориентиро­ван на молоко, то ферменты желудка и ки­шечника по качественному и количествен­ному составу предназначены для успеш­ного переваривания именно молока. В первые 10—20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размно­жающиеся в кишечнике бактерии изменя­ют внешний вид кала: поначалу он корич­невый, затем зеленовато-желтый, еще че­рез несколько дней — светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

 

Система выделения. Уже при рожде­нии в мочевом пузыре есть небольшое ко­личество мочи. В первые 3 дня жизни моче­испускания относительно редки — 4—5 раз в сутки. Это вполне нормально. Но их количество стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорож­денного от 50 до 80 мл, но накапливать мо­чу в таком количестве дитя не умеет: 10— 15 мл «собралось» — и достаточно — по­ра менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хотя и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к мо­менту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание бел­ка) отличны от норм взрослого человека.

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей. Это, по­жалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее — меняются постоянно. Мышечный тонус  больше  выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолют­но ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечнос­тей (так называемый тремор) очень не­желателен для разволновавшихся ба­бушек, но для новорожденного — это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с по­мощью молоточка) у новорожденного не постоянны, разве что коленный оп­ределяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые реф­лексы; их так и называют — «физиоло­гические рефлексы новорожденных». Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они име­ются у всех здоровых новорожденных, но по мере того как мозг «созревает», они угасают и к 4 — 5 месяцам исчеза­ют. Эти рефлексы любой родитель мо­жет обнаружить у своего ребенка са­мостоятельно.

Хватательный рефлекс. Если под­нести к внутренней стороне ладони ма­лыша палец взрослого, дитя обхваты­вает его и прочно держится. Так проч­но, что ребенка несложно поднять над поверхностью стола.

Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребе­нок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в сто­роны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрос­лого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в  пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед, возникают движения, напоми­нающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.

Все изложенное позволяет нам соста­вить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного. Малыш, хо­тя и кажется слабеньким и беспомощ­ным, на самом деле умеет очень много.

Главное его умение — способность отли­чать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Он может плакать и звать на помощь, когда голоден, когда ис­пытывает дискомфорт, когда болит что-то; успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все его устраивает. Он умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого — не так уж и мало для челове­ка, возраст которого определяется днями.

Источник фото: Shutterstock

Теги: уход и гигиена новорожденного развитие ребенка

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

9 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—9 из 9

spasibo za statyu,mne vse ponravilos, no hotelos bi po bolshe uznat o sne rebonka. zaranee spasibo

26 сентября 2009

Очень интересно и познавательно. ))) Нам уже почти 39 неделек. Ждём с большим нетерпением тот день, когда увидим нашего сладенького сынульку, нашу крохотулю... Объязательно понаблюдаем за перечисленными рефлексами.

28 августа 2009

Статья несет в себе много информации о новорожденном и прочитав ее успокоилась в отношении свего чада. Спасибо огромное!

26 мая 2009

все так и есть лично проверил

25 января 2009

Статья очень насыщена информацией для будущих родителей

2 января 2009

Мне понравилась статья, спасибо. У нас новорожденная девочка. Во время сна частота сердечных сокращений 80. Что это?

1 декабря 2008

спасибо за замечательную статью)

2 ноября 2008

Супер! Ничего такого не знал! Комаровский здорово пишет. У нас скоро будет малыш, и эта статья очень полезна. спасибо!

14 августа 2008

Спасибо за такую статью!!!

14 июля 2008

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Фотоконкурс "Чумазики"
Екатерина Дубакина
моя маленькая помощница
моя маленькая помощница
Ая Гурова
Маленький индеец
Маленький индеец
Марина Медведева
Боди-арт от сестры
Боди-арт от сестры
Валентина Григорьевна
чумазное настроение каждый день!
чумазное настроение каждый день!
Анастасия
Любимый чумазик Артёмка))
Любимый чумазик Артёмка))
Анастасия Сарафанова
Мастер боди-арта
Мастер боди-арта
Ая Гурова
Когда в альбоме уже все нарисовано
Когда в альбоме уже все нарисовано
Tatyana Pidyak
чумазенький чертенок!
чумазенький чертенок!
Яна Санникова
Когда попросили нарисовать первый снег
Когда попросили нарисовать первый снег
Ольга Зайцева
Любительница экспериментировать
Любительница экспериментировать
nata151084
Юный художник
Юный художник
Ольга
Чумазик
Чумазик
Юлия
Люблю кушать кашку
Люблю кушать кашку
Юлия
Зеленый человечек!
Зеленый человечек!
Татьяна Русанова
фломастеромания
фломастеромания
Valentina
Юный художник!
Юный художник!
Ольга
Люблю рисовать!
Люблю рисовать!
Алиса
Вот так порисовали!
Вот так порисовали!
Julia 73
Таня экспериментирует
Таня экспериментирует
Наталья Лысенко
Главное носочек не испачкать!
Главное носочек не испачкать!
Людмила
Ради творчества готова на всё!
Ради творчества готова на всё!
Аида Юнусова
Можно и на маме нарисовать
Можно и на маме нарисовать
Татьяна Николаева
черничный пирог
черничный пирог
Олеся Кетова
неутолимая фантазия
неутолимая фантазия
Юлия
Маловато будет!
Маловато будет!

За обедом
За обедом

ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
Татьяна Николаева
Пффф и другие истории))))
Пффф и другие истории))))
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый