Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


2 5

Развитие

"Самое главное - это атмосфера в семье..."


г. Москва

Я до сих пор не могу для себя точно определить, что же это за термин такой  — «раннее развитие». Кто и когда установил для таких непохожих друг на друга детей общие критерии развития? Мне кажется, пока не попробуешь — не узнаешь, на что способно твое чадо, что ему по-настоящему интересно, а что дается с большим трудом.
Все началось еще на первых месяцах беременности, когда я с интересом прочитала множество книг о воспитании, здоровье и развитии самых маленьких представителей многонациональной человеческой расы. Тогда мне показалось, что все, о чем писали Б.П. и Л.А. Никитины, Г. Доман, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, О.С. Жукова, Е. Данилова и др., слишком сложно для реализации на практике. В действительности же, если это интересно и маме, и ребенку, то нет ничего проще, чем проводить время вместе за увлекательными играми.
Даже когда еще сынишка жил в «домике» (так мы с мужем называли материнскую утробу), я старалась с ним больше общаться. Покупала книги с простыми детскими стихами, удобнее размещалась в кресле или на диване, клала руку на то место «домика», где малыш был наиболее активен, и читала с выражением вслух. Малыш успокаивался, слушал и, быть может, засыпал.
Обычно психологи советуют беременным женщинам слушать спокойную классическую музыку. Но почему-то именно во время беременности я вообще не воспринимала классику. Слушала то, от чего сама получала удовольствие или что нравилось моему мужу. Мне кажется, это очень важно для малыша, ведь я вместе с музыкой передавала ему свои положительные эмоции. И если ему что-то не нравилось, он тут же давал мне об этом знать. Теперь наш ребенок очень спокойно воспринимает музыку почти любого музыкального направления (на ночь можем послушать радио «Ультра»).
По возможности я старалась и сама петь (конечно, не в многолюдных местах), причем воспроизводила все, что было свежо в памяти: и колыбельные («Колыбельная медведицы», «Спят усталые игрушки»), и детские песенки («Два веселых гуся», «Антошка», «Облака», «В лесу родилась елочка»), и песни пионерской юности («Взвейтесь кострами» и др.), и хиты 80—90-х гг., и нынешние хиты. И когда сын родился, многие из этих песен стали для него первыми колыбельными. (Кстати, слова к детским песенкам можно найти либо в книгах со стихами для детей, либо во вкладышах аудиокассет или СD-дисков.)
 Так как во второй половине беременности свободного времени было много, я старалась рассказывать малышу о том, что происходит вокруг, описывать все, что нас с ним окружает (форму и цвет предметов, движения, звуки и т.д.).
В первое время после рождения основным развлечением сына во время бодрствования были музыкальный мобиль и крупные черно-белые рисунки (в основном — портреты), которые я расставляла или развешивала по кровати.
Конечно, любимое занятие для карапузов в первые месяцы — это изучение лица мамы. И этим нужно воспользоваться: говорить с малышом, петь ему песни, читать стихи, строить гримасы.
Когда сынуля немного подрос и уже учился держать голову, мы вдвоем путешествовали по квартире, я показывала ему все, что могло его заинтересовать, а он пытался задержать свой взгляд или вертел головой по сторонам.
В середине второго месяца вместе с погремушкой я вкладывала в руки Егора маленький мячик, так что недели через две он держал его сам двумя, а еще через пару недель — одной рукой.
Так же обстояло дело и с кубиком. Причем нам удалось купить разноцветные кубики с изображением зверей, цифр, различных предметов, что давало возможность сделать игру более увлекательной. Так мы впервые начали знакомиться с животными — со звуками, которые они издают, с их цветом. По возможности рассказ о животных сопровождался небольшим стихотворением или песенкой. Это вызывало бурный восторг со стороны малыша.
Очень заинтересовала Егора серия книг «Кто это?». Эти книжки сделаны из толстого картона. На каждой странице — крупное яркое изображение животного и подпись в виде четверостишия. Такую книгу малыш вполне может рассматривать и «читать» самостоятельно.
Когда Егорик проводил много времени лежа на животе, самым интересным развлечением для него было все, что издавало различные звуки: шуршало, звенело, пищало, стучало и т.д. Ну, тут уже фантазия может завести далеко. Например, шуршащий фантик от конфет можно поместить между двух одинаковых по размеру и разных по цвету и фактуре лоскутков ткани и сшить по периметру. При трении создается характерный шуршащий звук. Действия можно сопровождать словами: «шуршит», «мама шуршит, а теперь пошурши и ты, малыш». Кроха постепенно научится повторять эти действия и выстраивать взаимосвязь между действием, его словесным обозначением и результатом.
А если нет фантазии, умения и времени, можно воспользоваться готовыми развивающими игрушками — «щупалками», разными по звучанию, цвету, форме, размеру, фактуре, назначению и т.д. Так ваш малыш познакомится с понятиями «красный», «круг», «мягкий», «холодный», «большой», «над» и другими. Конечно, если ребенок склонен к аллергии, все подобные игры надо начинать аккуратно, убедившись, что материалы, из которых сделаны игрушки, не вызовут у малыша аллергических реакций.
Обычно раз в два дня я достаю из шкафа куклы, которые оживают на моей руке: они двигают лапами, открывают рот, говорят голосами животных. Все они яркие, озорные, добрые и забавные, у каждого есть свое имя. Вот веселая лягушка Квакша, она живет на болоте, ест комаров и важно квакает; а вот рыжая плутовка лиса Алиса, у нее тонкий хитрый голосок, красивая шубка, длинный хвост. Все они поют песни, читают стихи, рассказывают Егорке о себе, а он с восхищением смотрит на них, тянет к ним свои ручонки. Главное, чтобы такая игрушка не вызывала у ребенка страх.
Есть у нас и самая любимая книга. Это «Моя первая азбука». Она маленькая, сделана из картона. В книжке яркие буквы, а под ними — рисунки, изображающие предметы и животных. Я четко произношу каждую букву и указываю на нее. Потом называю то, что изображено под ней, а если это животное, то рассказываю о нем стишок и воспроизвожу звуки, которые оно издает. Карапуз внимательно слушает, смотрит, радуется, услышав знакомые звуки, и пытается воспроизвести движение моих губ. И если эта книга случайно попадает в его поле зрения, то он сам может долго ее изучать, а затем попросит, чтобы почитали.
Около месяца мы учимся читать по Г. Доману. Не могу сказать, что это вызывает огромный интерес у парня, но определенная доля любопытства все же присутствует. Карточки со словами можно сделать самим, а можно купить. Еще одно интересное занятие — развешивать буквы или слова на стенах, шкафах и т.п. таким образом, чтобы малышу их было не так просто достать, но и не слишком высоко, чтобы интерес не угас. Это будет стимулировать ребенка сесть, встать — сначала на колени, а потом и на ноги. Можно на стену повесить слово «стена», на диван —  «диван» и т.д. И всякий раз, когда ваш зайчонок будет обращать свое внимание на то или иное слово, называть его.
Для того чтобы сыну не было скучно лежать одному в кроватке, на один из ее бортов мы повесили поезд. Его вагоны — кармашки с игрушками, которые «везет» яркий паровоз с пищалками и звенелками. Такой поезд можно сшить самим, а можно, как мы, купить. Теперь каждое утро, просыпаясь, Егор пытается дотянуться до игрушек и вынуть их.
Но, наверное, самое увлекательное для нашего карапуза, — постигать мир вместе со взрослыми: открывать кран, включать свет, осваивать магнитофон, готовить еду, делать уборку и т.п. Это очень полезные и интересные занятия. Так мы снова и снова изо дня в день изучаем квартиру. Каждое действие сопровождается рассказом.

Например: «Папа пьет чай из чашки. Это чашка. Чай горячий. Надо дуть. Аккуратно». Иногда, если это не опасно, даю малышу потрогать какой-нибудь предмет, когда речь заходит об ощущениях типа «холодный», «горячий»,  «гладкий», «твердый» и др. Помнится,  малыш как-то не очень хотел учиться ползать. Но стоило папе прийти к нему с тарелкой пельменей и с аппетитом отправить вилку с первым пельменем в рот, как Егор уже был тут как тут. Хотя малыш был совсем не голоден. После этого все, что могло хоть как-то заинтересовать маленького шустрика (от тапочек и журналов до шнурков и хлеба), выкладывалось в поле его зрения. Так мы захотели ползать. 
Сын с интересом наблюдает, когда я на своем примере показываю ему части тела, головы, лица, называя то, на что указала, а затем то же самое повторяю и на его милой мордашке.
Когда у Егорика хорошее настроение, мы вдвоем рисуем пальчиковыми красками, причем начинаем с бумаги, а заканчиваем полом. Хорошо, что такие краски безопасны (с пищевой точки зрения) и хорошо смываются даже с одежды. У нас уже имеются первые шедевры. Они хороши тем, что каждый взрослый в них видит что-то свое.
Когда мы выбираем игрушки для парня, то стараемся, чтобы они были из разных материалов: дерево, пластмасса, шелк, хлопок, резина, бумага и т.д. Главное, чтобы его детство было разнообразным по ощущениям и эмоциям.
Самая радостная забава утром — это гимнастика с мамой, а вечером — плавание с папой. И если первая процедура сопровождается стихами и песнями, то вторая выглядит как настоящее морское сражение с заныриванием, ловлей игрушек в воде, охотой на морскую змею (шланг от душа). Так что, я думаю, каждому члену семьи найдется свое достойное место в развитии чада.
А что касается результатов, то самое главное, по-моему, — это атмосфера в семье, любознательность малыша, его умение сосредоточиваться, стремление постигать неизвестное и т.п. А это уже очень много значит. И когда пройдет немного времени, ребенок обязательно проявит себя. Ведь развивая его сейчас, родители в первую очередь закладывают базис для дальнейшей жизни.

Источник фото: Shutterstock

Теги: семейные отношения

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

2 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—2 из 2

А на мой взгляд, ребенку и не нужна оригинальность. Ему нужно постоянное повторение названий предметов и действий, их взаимосвязь с реальными объектами.
Здесь как раз это и описано. не зря же говорят, что повторенье - мать ученья.

25 мая 2010

как-то примитивно. все равно, что сказать: я просыпаюсь утром и чищу зубы, одеваюсь, пью кофе. все родители проявляют фантазию. а оригинальности ТУТ нет.

20 марта 2010

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.




Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...







Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый