На главную
ГРУДНИЧОК
СТО ОДЕЖЕК —
И ВСЕ БЕЗ ЗАСТЕЖЕК

ПЕЛЕНАНИЕ РЕБЕНКА
Наталья Белоусова
Ассистент кафедры детских болезней
Московской медицинской академии
им. И. М. Сеченова,
к.м.н., врач высшей категории

Говоря о младенце или новорожденном ребенке, мы представляем себе маленькое беспомощное существо, завернутое в пеленки.
Издавна было принято пеленать детей, причем думали, что чем тщательнее ребенок завернут, тем лучше. Применялись так называемые свивальники — длинные узкие полосы ткани, которыми обвивали младенца поверх пеленок. Считалось, что при этом ребенок будет спокойным, а когда подрастет — станет красивым и стройным. В таком положении движения были невозможны, а сам малыш, по образному выражению английского писателя-юмориста Джерома К. Джерома, «напоминал постельный валик, в котором все перья сбились на один конец». Впоследствии свивание сочтут вредным, диким обычаем.
      На смену свиванию пришло тугое пеленание, когда старались выпрямлять ноги и руки, тем самым насильственно изменяя физиологическую (то есть естественную) позу ребенка. Тугое пеленание не только стесняет движения: в таком положении у малыша затрудняется дыхание, нарушается кровообращение.
      В последнее время высказываются сомнения в необходимости пеленания — предлагается практически сразу после рождения надевать на младенца кофточки, ползунки, комбинезоны, а если позволяет температура окружающей среды, то и вовсе оставлять ребенка в легкой распашонке и подгузнике. Это практикуется в основном в странах с теплым климатом. Естественно, что в этой ситуации обогреватели не используются. Вспомним мексиканские и бразильские телесериалы: там младенцы практически раздеты, лишь вынося ребенка на улицу, мать пользуется легким покрывалом. Безусловно, в этом есть рациональное зерно: ребенку предоставляется полная свобода движений, вне пеленок он занимает удобное для себя положение.
      Но в то же время ребенок еще «помнит» тот комфорт, который он испытывал, находясь внутри материнского организма: температура окружающей среды была постоянной, а необходимое питание и кислород поступали через сосуды пуповины, которой он был неразрывно связан с матерью. Даже когда ребенок мочился, это не доставляло ему никаких неудобств.
      Внутри организма матери ребенок находится в ограниченном пространстве, в типичной для этого периода развития эмбриональной позе: голова наклонена к груди, конечности согнуты и прижаты к передней поверхности тела. Эмбриональная поза оптимальна для нормального течения родов.
      Поэтому вполне естественно, что переход из привычной среды существования в новую должен происходить постепенно, и в первые две-три недели жизни ребенка это в определенной степени достигается постоянным пеленанием. На третьей — четвертой неделе жизни, а иногда и раньше наступает следующий этап: ребенку надевают ползунки — сначала в дневные часы, а затем и на ночь, хотя некоторые дети лучше спят в пеленках.
      В настоящее время принято свободное пеленание: очень важно, чтобы малыш мог свободно двигать и руками, и ногами. Одежда ребенка должна защищать его от большой потери тепла, но в то же время не вызывать перегревания и не стеснять движений. В первые два-три дня после рождения ребенка пеленают с руками, потом руки оставляют свободными. На ночь после купания лучше пеленать с руками.
      Как же правильно пеленать ребенка? На пеленальном столике разворачивают теплую пеленку, затем на нее кладут тонкую пеленку — тоже развернутую. В качестве подгузника можно использовать сложенную в несколько раз марлю или пеленку или надевать одноразовые подгузники (использование одноразового подгузника обеспечивает свободное пеленание, а если вы используете тканевой подгузник, то для свободного пеленания нужно сделать подгузник не из одной тонкой пеленки, а из двух, или из одной теплой). В случае если используются подгузники из ткани, между пеленками можно поместить маленькую клеенку размером 30х30 см.
      На ребенка сначала надевают распашонку из тонкой хлопчатобумажной ткани или натурального трикотажа. В зависимости от температуры воздуха в помещении, используют распашонку — обычную или с зашитыми рукавами. Распашонку запахивают сзади, расправляют на спине, чтобы не было складок, и загибают. Затем надевают кофточку или теплую распашонку, которую запахивают спереди и также подворачивают выше пупка. Ребенка кладут на подготовленное на пеленальном столике белье, надевают одноразовый подгузник, или, в случае использования тканевого подгузника, закладывают его между ног, захватывая ягодицы и половые органы. Затем ребенка заворачивают в тонкую пеленку так, чтобы ее верхняя часть доходила до подмышечных впадин (руки оставляют свободными). Нижний конец пеленки обертывают вокруг ноги во избежание потертостей, снизу пеленку подгибают. Ноги не выпрямляют: ребенок должен свободно двигать ногами. Затем ребенка заворачивают в теплую пеленку. Пеленать ребенка нужно обязательно перед каждым кормлением, а между кормлениями — в том случае, если он мокрый и беспокоится.
      Таким образом, основной принцип свободного пеленания — не ограничивать движений ребенка и дать ему возможность занять удобное положение. Не надо путать термины «свободное» и «широкое» пеленание. Широкое пеленание — это выполняемый с лечебной целью специальный ортопедический прием, который используется при патологии тазобедренных суставов.
      К сожалению, у большинства детей первых месяцев жизни отмечается нарушение мышечного тонуса. В связи с этим оправдано раннее надевание ползунков или комбинезонов, в которых дети получают возможность свободно двигаться и ощущают себя комфортнее, чем в пеленках. На ноги необходимо надевать теплые носочки. Во время сна ребенка укрывают одеялом.
      Малыша необходимо периодически выкладывать на живот; ему удобнее, если в это время он находится вне пеленок.
      Наконец, нужно подумать и о родителях: ухаживать за ребенком, который «носит» ползунки, легче, чем при использовании пеленок.
      Грязное детское белье хранят и стирают отдельно от белья взрослых. Пеленку, которую ребенок обмочил в первый раз, достаточно прополоскать в теплой воде и подсушить. Если она обмочена во второй раз, ее необходимо простирать с моющим средством. Недопустимо подсушивать мокрые пеленки, не простирывая их. Пеленки, запачканные испражнениями, замачивают в тазу и немедленно стирают. Накопившееся за день грязное белье простирывают с применением современных моющих средств, предназначенных специально для детского белья (мыло, стиральный порошок), вручную или в стиральной машине. Для сушки белье развешивают так, чтобы его никто не мог задеть. Высушенное белье следует в первые две недели жизни ребенка проглаживать с двух сторон, в дальнейшем — по усмотрению родителей. Использованные одноразовые подгузники собирают в полиэтиленовые пакеты, затем выбрасывают, предварительно завязав пакет. Существуют специальные пластиковые контейнеры для использованных подгузников.
      В заключение хочу посоветовать молодым мамам организовать быт как можно рациональнее. Конечно, ребенок в первые месяцы жизни требует повышенного внимания, но ведь и вы нуждаетесь в отдыхе!

Кладем:
1 теплую пеленку;
1 тонкую пеленку, сложенную вчетверо;
1 тонкую пеленку, сложенную треугольником;
1 тонкую пеленку-подгузник.
Кладем:
1 теплую пеленку;
1 тонкую пеленку, сложенную вчетверо;
1 тонкую развернутую пеленку;
2 тонких или одну теплую пеленку-подгузник.
НАЧНЕМ
 

 

ПЕЛЕНАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
9 МЕСЯЦЕВ - №4 - АПРЕЛЬ 2001