Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Игры с конструктором
0

Развитие малыша после 6 месяцев

Игры с конструктором

Конструктор – одна из самых известных и распространенных детских игрушек. Дошкольники и дети постарше с удовольствием строят из него машины, дома и даже целые города. Но стоит ли покупать конструктор малышу, которому не исполнилось еще и трех лет? Сможет ли такой кроха овладеть сложной игрушкой?


Педагог-психолог, г. Санкт-Петербург

le="text-align: center;">  

Детские игрушки

Чем полезен и интересен конструктор?

Для начала необходимо определиться, что же называть конструктором. Мы будем подразумевать под ним детский игровой набор, состоящий из объемных деталей, которые не просто ставятся друг на друга, а скрепляются друг с другом тем или иным способом, позволяя создавать достаточно устойчивые модели.

Такая простая и незамысловатая, на первый взгляд, игрушка на самом деле таит в себе большой развивающий потенциал. Именно поэтому первый конструктор можно приобрести для малыша примерно в возрасте 6-7 месяцев, когда он научится уверенно сидеть и обе его ручки будут свободны для манипуляций с предметами.

Чем же полезны игры с конструкторами для такого маленького ребенка? Начнем с того, что они развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Поначалу кроха учится захватывать детали ручкой, бросать их, перекладывать с места на место, высыпать из коробки на пол и складывать обратно. Позже он сможет разъединять, а затем и соединять детали, точно совмещая одну с другой. При этом будет развиваться и пространственное мышление: малыш, разглядывая и создавая объемные комбинации из деталей и различные постройки, будет усваивать понятия «на», «под», «между», «снизу» и «сверху». Поскольку детали конструктора всегда различны по размеру, а чаще всего - еще и по цвету, игры с ними также способствуют развитию цветовосприятия, умения сопоставлять и сравнивать предметы. Ну и, конечно же, конструктор замечателен и интересен тем, что не ограничивает «полет фантазии» ребенка, позволяет ему проявить и развить свои творческие способности, ведь из одних и тех же деталей можно собрать огромное множество разнообразных моделей.

Что выбрать?

Сейчас на прилавках детских магазинов можно найти множество различных конструкторов: пластиковые, металлические, магнитные; с крупными и мелкими деталями; «тематические», из деталей которых собирается нечто конкретное, например самолет или пожарная машина, и «универсальные», из которых можно собрать все, что угодно. Однако не любая из этих игрушек подойдет для крохи младше 3 лет. Выбирая конструктор для такого малыша, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Для детей в возрасте до 3 лет стоит предпочесть пластиковые конструкторы, тем более, что они наиболее разнообразны по количественному и качественному составу деталей, и вы легко сможете подобрать то, что подходит вашему малышу. Металлические и большинство магнитных конструкторов, во-первых, слишком сложны для такого крохи (он просто не поймет принцип скрепления деталей), а во-вторых, часто имеют мелкие или острые детали, такие как, например, винтики и гайки в металлических конструкторах, палочки и шарики в магнитных наборах.

Детали конструктора должны быть как можно более крупными, чтобы малыш не мог ими подавиться или их вдохнуть. К тому же, крупные детали ребенку легко брать в руку. Для детей до полутора-двух лет рекомендуются конструкторы, где размер самой маленькой детали составляет не менее 5--6 см. После двух лет можно давать крохе и чуть более мелкие детали, но не менее 3 см.

  • Края и углы деталей не должны быть острыми – у них должна быть безопасная чуть округлую форму.
  • Конструктор должен быть разноцветным, лучше всего, если детали будут окрашены в яркие, чистые основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Это позволит не только привлечь внимание крохи к игрушке, но и будет способствовать развитию восприятия цвета, запоминанию названий основных цветов.
  • Детали конструктора должны соединяться не очень крепко, чтобы малыш мог легко их разъединить, но в то же время чтобы постройка не разваливалась, если кроха поднимет ее с пола за верхнюю деталь. Слишком слабое или слишком плотное крепление деталей приведет, скорее всего, к тому, что конструктор будет неинтересен малышу.
  • Для самых маленьких «строителей» (до 2 лет) лучше приобрести универсальный конструктор, детали которого не ориентированы на какую-то конкретную постройку. «Тематические» конструкторы будут интересны малышам только после 2 лет.
 

Детские игрушки

Какие бывают конструкторы

Несмотря на то что речь идет о самых маленьких строителях, даже для них существует не один вид конструкторов:

  • Специально разработанные для детей младше 3 лет блочные конструкторы, детали которых соединяются по типу LEGO. Например, конструкторы марки CLEMMI, предназначенные для малышей в возрасте от 9 месяцев, состоят из мягких, ярких, приятных на ощупь деталей с легким фруктовым запахом, которые легко соединяются друг с другом. Благодаря этому сооружать простые постройки сможет даже самый маленький строитель. Крупные детали конструкторов марки MEGA BLOCKS и LEGO DUPLO специально разработаны для детей от 1--1,5 лет, окрашены в яркие основные цвета и отлично подходят для строительства первых башенок, домиков, машинок и других моделей. Конструктор «Колобок» от компании «Стеллар» дополнительно содержит в своих наборах звучащие детали-погремушки, способные прилечь внимание даже самого маленького крохи.
  • Магнитные конструкторы, например GEOMAG baby, предназначенный для детей от 9 месяцев и состоящий из крупных пластиковых деталей различной формы (цилиндр, полусфера, куб), легко прикрепляющихся друг к другу по принципу магнита. Он позволяет создавать множество простых фигур (башенки, домики, паровозики) и не требует от малыша больших усилий для скрепления и открепления деталей друг от друга.
  • Большие «болтовые» конструкторы, детали которых соединяются специальными «винтами» и «втулками» (как, например, в конструкторе Maxamec), позволяют собрать довольно реалистичные модели машин, самолетов, лодок и даже детскую мебель, т.к. размеры деталей сопоставимы с ростом ребенка. Конструкторы предназначены для малышей от 1 года.
  • Конструкторы (деревянные или пластиковые), предполагающие сборку какого-либо конкретного предмета из имеющегося набора деталей. Обычно их детали надеваются на специальным образом расположенные штырьки или вставляются в специальные дырочки, причем каждая деталь должна оказаться на своем конкретном месте. Так, например, из конструктора Mapacha (для детей от 1 года) можно собрать скорый поезд, из конструктора Tomy (от 1,5 лет) – машину, вертолет и самолет. В конструкторах других марок также имеются подобные тематические наборы.
  • Крупные пластиковые или деревянные конструкторы, имитирующие «взрослые» строительные наборы с молотком, отверткой, гаечным ключом и соответствующими крепежными деталями (гвозди, винты, гайки). Например, конструктор «Набор инструментов» Heros подойдет для малышей от 1 года.

Какой бы конструктор вы ни выбрали для своего малыша, главное – чтобы игрушка не пылилась на полке без дела. Подберите для деталей вместительную коробку с крышкой, которую малыш мог бы сам открывать и закрывать, доставая и убирая конструктор. Начинать играть с конструкторами можно с крохой уже до 1 года, но игры, безусловно, нужно подбирать с учетом возрастных особенностей, интересов и возможностей вашего малыша.

 

Детские игрушки

Игры с конструкторами: до 1 года

  • Играем с деталями

Малыш, которому не исполнилось еще и года, конечно, не сумеет сам создавать постройки из конструктора. Однако играть с деталями он сможет примерно с шестимесячного возраста, как только начнет уверенно сидеть. Дайте крохе несколько деталей из набора, пусть он попробует взять их в ручки, покрутит, внимательно разглядит. Сами играйте с деталями на глазах у малыша: назовите ему цвет каждой детали, подберите пару по цвету, выньте все детали из коробки по одной или высыпайте сразу все, то есть осуществляйте как можно больше разнообразных действий с ними, пусть даже поначалу они никак не будут связаны со строительством. Таким образом, у ребенка будет возможность увидеть, потрогать, почувствовать все свойства этого нового для него предмета.

  • Смотрим, как строит взрослый

Когда внимание малыша будет привлечено к простым играм с деталями конструктора, можно постепенно начинать знакомить его с еще одной возможностью – создавать из деталей постройки. Безусловно, на первых порах строить будет взрослый, а ребенок будет лишь наблюдать за строительством. Постройте сначала что-нибудь простое и знакомое для крохи – домик, дорожку, машинку, лесенку. Обязательно комментируйте свои действия, например: «Сначала берем красную деталь вот эту, длинную, на нее ставим такую же длинную синюю, теперь желтую. А сверху ставим синюю треугольную деталь. Вот какой отличный цветной домик у нас получился!» Пусть малыш разглядит постройку, поиграет с ней, попытается ее разобрать. А когда интерес к этой постройке пропадет, начинайте на глазах у малыша строить что-нибудь новое.

От 1 года до 2 лет

  • «Маленький разрушитель»

Разбирать постройки из конструктора малыш научится гораздо раньше, чем создавать их. И это занятие тоже очень полезно для маленьких ручек, так как развивает их силу и ловкость. Постройте самое простое сооружение – башню – из 4--5 деталей конструктора. Предложите малышу разобрать башенку. Если у него самого сразу не получается, сделайте это вместе, при этом показывайте крохе способ действия: как нужно взять детали, как потянуть их в разные стороны. Для этой игры очень важно, чтобы детали не слишком прочно крепились друг к другу.

  • «Собери в коробку»

Дети этого возраста очень любят все куда-либо складывать. Воспользуйтесь этой особенностью для развития мелкой моторики малыша, а также для привития ему аккуратности и любви к порядку. После того, как вы вместе с ребенком поиграете с деталями конструктора, построите и разрушите башенки и домики, предложите ему по одной собрать детали конструктора в коробку и закрыть ее крышкой. Чтобы это занятие не показалось малышу скучным, каждый раз можно предлагать какой-нибудь новый способ складывания, например одновременно двумя руками, одной и другой рукой по очереди и даже целыми горстями. Складывание деталей можно превратить в отдельную игру, которая будет развивать аккуратность, усидчивость, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию крохи. Для этого прорежьте в крышке коробки отверстие, по размерам соответствующее самой большой из деталей конструктора. Пусть малыш по одной складывает детали в коробку через эту дырочку. Для начала, чтобы малышу не наскучила эта игра, можно взять всего лишь 7--8 разных деталей, в дальнейшем их количество можно увеличивать.

  1. «Башенки»

Первая постройка, которую сможет сделать ваш малыш, - это простая башенка. Для этой игры лучше всего использовать блочные или магнитный конструкторы. Глядя на вас, малыш быстро научится прикреплять одну деталь на другую, составляя различные башни. Игра в башенки развивает ловкость пальцев рук и координацию движений. Когда ребенок легко будет справляться с этим заданием, попробуйте усложнить игру, предложив ему составить башенку из деталей определенного цвета или определенного размера. Ближе к двум годам можно начинать строить башенки с чередованием деталей сначала двух, а затем и трех цветов. Получившиеся у вас и у малыша постройки нужно вместе рассмотреть и сравнить по высоте. И конечно, не забудьте искренне похвалить кроху за его успехи.

 

Детские игрушки

  • «Разноцветные дорожки»

Выложите детали блочного или магнитного конструктора на пол и предложите ребенку построить разноцветные дорожки. Пусть он выбирает сначала, например, зеленые детали и ставит их ровно, одна к одной, составляя длинную дорожку. Когда она будет готова, по ней можно пустить «попрыгать» игрушечную лягушку. Затем постройте вместе с малышом дорожки других цветов.

  • «Стучалки»

Если вы приобрели для своего малыша конструктор, имитирующий реальные строительные инструменты, то попробуйте сыграть в следующую игру. Возьмите две детали, совместите их, вставьте в отверстие игрушечный гвоздик, и попросите ребенка постучать по нему молоточком, чтобы «сколотить досочки». Присоединяя к постройке таким образом все новые и новые детали, вы с крохой можете построить, например, небольшой игрушечный домик.

От 2 до 3 лет

  • «Делай как я»

После 2 лет малыша можно постепенно учить действовать по образцу. Сделайте из любого вида конструктора какую-нибудь интересную, но несложную постройку, рассмотрите ее вместе с ребенком, предложите ему построить такую же, заранее убедившись, что у каждой детали осталась парная. Вместе с крохой посмотрите, какая деталь стоит снизу, и найдите такую же среди оставшихся, затем найдите следующую и так далее до конца постройки. Когда малыш будет легко справляться с этой игрой, пусть попробует собирать постройки по образцу без вашей помощи.

  • «Лесенки»

Для этой игры вам понадобятся 5--7 деталей блочного конструктора, каждая из которых немного короче предыдущей. Задача ребенка – расположить детали так, чтобы получилась лесенка, то есть сначала поставить самую длинную деталь, затем чуть короче, потом еще короче и так далее - до самой маленькой. По готовым ступенькам можно пошагать пальчиками или какой-нибудь маленькой игрушкой. Эта игра развивает пространственное мышление, мелкую моторику и умение сравнивать предметы по длине.

  •   Сюжетные постройки

Для ребенка после двух лет постройки из конструктора могут стать декорациями к сюжетно-ролевым играм. Например, можно предложить малышу поиграть в зоопарк и построить из конструктора вольеры для зверей. При этом можно выбирать цвет и размер деталей соответственно животным, которые будут «жить» в готовых домиках: лесных зверей поселить в зеленые жилища; птичек – в голубые; домашних животных, например, в коричневые. Также можно построить из конструктора полки и прилавки и устроить игру в «магазин». Таким образом, конструктор становится универсальным инструментом, позволяющим крохе придумать и создать любое игровое пространство, тем самым развивая его воображение и фантазию. Безусловно, ребенок еще достаточно мал и не может сам организовать сюжетную игру, поэтому взрослые должны помогать ему и направлять его действия. Также для сюжетных построек отлично подходят тематические наборы конструкторов, широко представленные, например, маркой LEGO DUPLO: «Забота о животных», «Зоопарк для малышей», «Рыбалка», «Железная дорога», «Дом для семьи», «Цирк» и другие.

  •   «Строим сказку»

Если малыш любит сказки, конструктор поможет организовать для крохи личный «театр». Вместе с крохой вы можете построить декорации к любимым сказкам, в качестве героев взять игрушки и устроить маленький спектакль. Замечательно подойдут для этой затеи такие сказки, как «Теремок» и «Колобок».

Таким образом, конструктор в возрасте 2--3 лет уже может использоваться ребенком не только как самостоятельная игрушка, но и как предмет-заместитель, который может быть превращен во что угодно.

Конструкторы вызывают интерес у детей с самого раннего возраста, и их развивающий потенциал начинает раскрываться уже с того момента, как малыш просто начинает манипулировать деталями. Постарайтесь не пренебрегать этим первоначальным интересом, развивать и укреплять его, играть в различные игры с конструкторами, и тогда со временем конструктор может стать для вашего малыша одной из самых интересных и полезных игрушек.

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

0 комментариев


Загрузка...

Комментарии к статье

У этой статьи пока ещё нет отзывов.

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Фотоконкурс "Чумазики"
Татьяна Николаева
Пффф и другие истории))))
Пффф и другие истории))))
Марина Медведева
Боди-арт от сестры
Боди-арт от сестры
Анастасия Сарафанова
Мастер боди-арта
Мастер боди-арта
Татьяна Николаева
черничный пирог
черничный пирог
Наталья Лысенко
Главное носочек не испачкать!
Главное носочек не испачкать!
Оля Немудрая
Юный художник
Юный художник
Елена
Зато сама поела
Зато сама поела
Ая Гурова
Когда в альбоме уже все нарисовано
Когда в альбоме уже все нарисовано

ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
ПОИГРАЛИ МЫ НЕМНОЖКО
Елена Некрасова
Вот так маме помогли!
Вот так маме помогли!
Снежана Рузавина
Алиса - мастер художественного погрома
Алиса - мастер художественного погрома
Юлия
Маловато будет!
Маловато будет!
Ая Гурова
Маленький индеец
Маленький индеец
Людмила
Ради творчества готова на всё!
Ради творчества готова на всё!
Ольга Рыжкова
Творческие будни.
Творческие будни.
nata151084
Юный художник
Юный художник
Юлия
Зеленый человечек!
Зеленый человечек!
Tatyana Pidyak
чумазенький чертенок!
чумазенький чертенок!
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый