Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости
Конкурсы
Конкурсы
Форум
Форум


Обучение до рождения? Воспитание и обучение ребенка
12 5

Все о беременности

Обучение до рождения? Воспитание и обучение ребенка

Что беременная женщина может сделать для успешного воспитания и обучения ребенка, который пока еще находится в утробе матери?

Время ожидания ребенка – очень ответственный период в жизни его родителей. Совершенно естественно их стремление провести эти 9 месяцев как можно с большей пользой дл дальнейшего успешного воспитания и обучения ребенка.  Здоровый образ жизни, правильное питание, грамотное медицинское ведение беременности - это, если можно так выразиться, «материальные», «физические» аспекты ожидания ребенка. А что еще могут дать родители своему малышу до рождения?

На сегодняшний день существует такое направление занятий с беременными женщинами, как пренатальное воспитание и обучение ребенка. Что это такое и зачем оно нужно? Надо сказать, что почти все курсы, проводящие занятия с беременными, тем или иным образом занимаются этим самым пренатальным воспитанием, однако их понимание этого термина и, соответственно, подход к занятиям с беременными женщинами и методики, применяемые на этих занятиях, очень различны. 
Мы понимаем, как непросто разобраться в этих подходах. Насколько полезны и безопасны предлагаемые методики по пренатальному воспитанию и обучению ребенка? Подходят ли они всем без исключения? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы собрали за нашим виртуальным круглым столом представителей тех курсов, которые занимаются пренатальным обучением, а также наших экспертов, которые комментируют как идею дородового воздействия в целом, так и отдельные методики.    
  • Михаил Львович Лазарев, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ, кандидат психологических наук, доктор медицинских наук, профессор:

Исторические и теоретические предпосылки возникновения методов пренатального воспитания и обучения ребенка 

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период внутриутробного развития плода.

С другой стороны, существовала достоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятилетия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины - дородовое воспитание и обучение ребенка.

Воспитание и обучение ребенка: метод Сонатал

Разрабатывая методы раннего воздействия на организм ребенка, мы, прежде всего, старались ответить вопрос, какую наиболее общую и наиболее актуальную проблему мы решаем при этом воздействии. Такой проблемой, с нашей точки зрения, является проблема функциональной незрелости ребенка.

Почему мозг ребенка к рождению утрачивает более половины своих нейронов? Ведь, насколько нам известно, все, что не востребовано в деятельности, постепенно атрофируется. При этом известно, что количество нейронов напрямую связано с уровнем интеллекта и общим уровнем функционирования организма.

Более чем 20-летний опыт работы в этом направлении позволил разработать теорию, названную нами теорией пренатальной эволюции. Суть этой теории сводится к тому, что избыток нейронов в пренатальный период представляет собой эволюционный резерв, который позволяет человеку и человечеству в целом адаптироваться к тому потоку информации, который с ростом цивилизации предъявляет все более высокие требования к интеллекту.

Недостаток сенсорного притока в пренатальном онтогенезе и является основной причиной функциональной незрелости ребенка раннего возраста. В дальнейшем незрелый организм ребенка попадает в условия неблагоприятной образовательной среды, депрессирующей психо-эмоциональную сферу, а также двигательную, дыхательную вокально-речевую функции. Это способствует нарушению межфункционального развития, к психическим и физическим заболеваниям, к психофизиологическим зависимостям, прежде всего наркомании, асоциальным формам поведения.

 

Сказанное подводит нас к одному из основных положений теории пренатальной эволюции, которое звучит так: процесс получения плодом звуковой информации должен сопровождаться развитием других функций, прежде всего двигательной.

Информация, полученная им, не просто запоминается нейронами, как это происходит после рождения. Она в прямом смысле слова лепит сами нейронные клетки. Отсюда еще одно важное положение: пренатальный опыт плода становится основой его личности, на которую должно опираться все последующее пренатальное воспитание и обучение ребенка.

На базе основных положений теории пренатальной эволюции нами была разработана и сформулирована концепция пренатально-ориентированного воспитания и обучения ребенка, при реализации которой учитываются стадии формирования интеллекта ребенка пренатального, раннего и дошкольного возраста, названного интеллектом развития.

Отвечая на следующий вопрос исследования о том, чем можно простимулировать пренатальный мозг, в целях воспитания и обучения ребенка чтобы оптимизировать его функцию, мы посчитали, что такая стимуляция может быть обеспечена за счет увеличения информационного (сенсорного) притока. Информационный поток должен быть звуковым.

Известно, что с 8 - 18 недели внутриутробной жизни мозг плода стремительно продуцирует миллиарды нейронов, которые после этого периода лишь дифференцируются, создавая межнейрональные связи. Следовательно, период с 19 по 40 неделю беременности и должен быть тем уникальным периодом, когда мозг плода либо сохранит большую часть спродуцированных природой нейронов, либо утратит их навсегда.

Можно ли обеспечить механизм подключения к процессу усвоения плодом звуковой информации других функций, прежде всего двигательной? Оказалось, можно. Пассивно – через двигательную активность матери, с помощью специальных упражнений, сопровождающих звуковую информацию. А можно ли сделать этот процесс активным? И это оказалось возможным. Для этого нами был изобретен специальный звуковой (или музыкальный) пояс, который позволяет плоду, начиная со второго триместра беременности, при определенной силе собственных толчков получать музыкальные звуки, и даже собственными усилиями включать ту или иную музыкальную программу. Ребенок нажимает на переднюю брюшную стенку, на которой находится музыкальный пояс, связанный с электронными датчиками, и таким образом имеет возможность играть музыку.

В 1983 году нами был разработан метод кардио-сенсорной регуляции раннего онтогенеза. В основу метода была положена межфункциональная гимнастика, сопровождаемая процессом вызревания эмоциональных реакций. Главным системообразующим фактором этой регуляции явилась музыка, осуществляемая сначала через вокально-речевую деятельность беременной женщины. Метод был назван «Сонатал», от латинского sonus - звук, и natal - рождение.

Этот метод прежде всего направлен на формирование пренатального ядра личности ребенка. При этом решаются задачи оптимизации психического и физического здоровья единого организма «мать – плод».

Беременная поет в определенное время дня специально написанные песни, связанные с различными процессами в развитии плода. Это «ритмы дня», звуко-дыхательные упражнения для пренатальное воспитания и обучения ребенка, песни из цикла «музыка движения», «музыка воды» и, естественно, колыбельные. Цикл песен для будущего ребенка, которые после рождения он будет повторять с помощью мамы, состоит из 240 песен.

Занятия для пренатального воспитания и обучения ребенка строятся на основе методических рекомендаций Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 13-03/10-279 от 30.09.96г. («Метод оптимизации психофизиологического развития плода посредством активного музыкального воздействия»).

 
  • Марина Евгеньевна Ланцбург, директор Школы для пап и мам, кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая учебно-производственной лабораторией (сектор перинатальной психологии):

Прежде всего, нужно разобраться с тем, что мы понимаем под пренатальным воспитанием и обучением ребенка. По нашему мнению, основная задача пренатального воспитания и обучения ребенка – помочь будущей маме наладить контакт с ребенком и расширить ее возможности взаимодействия с ним. Сразу оговоримся – такая помощь может понадобиться не каждой женщине во время беременности. Как правило, женщина, не испытавшая дефицита внимания и, главное, понимания со стороны собственной матери, с любовью вынашивающая желанное дитя, сама естественно общается со своим ребенком и, отслеживая реакции, действует, основываясь на его предпочтениях.

Те же молодые мамы, которые в раннем детстве в силу каких-то причин не получили должной модели материнского поведения, во время своей даже желанной беременности порой ощущают некоторую растерянность, необходимость в руководстве. Именно им и требуется помощь, своего рода «пренатальное» воспитание.

Мы не рассматриваем младенца в утробе матери отдельно от матери. Между мамой и вынашиваемым ею малышом складываются диадические, то есть взаимодополняющие, взаимозависимые отношения. Психологическое развитие ребенка, по нашему мнению, обеспечивается ее пониманием состояния ребенка и ее способностью адекватно отзываться на это состояние. И поэтому вся наша помощь, все наше воспитание направлено на маму. Мы никогда не применяем методики, воздействующие непосредственно на нерожденное дитя, считая их недостаточно обоснованными научно, несоответствующими основному принципу: «Не навреди!». Разумеется, для обучения и развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Все, что поступает к ребенку сверх нормы, может приводить к его стрессовому состоянию, излишне напрягать его нервную систему. Все воздействия должны обязательно проходить через маму, то есть мама должна отслеживать реакцию малыша, научиться различать его одобрение и недовольство и, занимаясь с ним, ориентироваться на его состояние. Если же маме приходится заниматься тем, что не очень нравится малышу, например, езда на машине или работа, надо постараться поговорить с ним об этом и, сообщив ему о своей любви, попросить немного потерпеть. В случае же воздействий, направленных непосредственно на ребенка, мама, скорее, оценивает не то, насколько это нравится ребенку, а то, насколько точно она сама следует инструкциям специалиста, к которому она пришла на занятия по воспитанию и обучению ребенка.

Методики, которые мы используем в нашей работе, довольно просты. Прежде всего мы добиваемся маминого внимательного отношения к состоянию малыша. Всякий раз на занятиях  по воспитанию и обучению ребенка мы спрашиваем, что нравится ее малышу, просим маму попытаться отследить отклик ребенка на те или иные виды ее деятельности. Можно заметить, как постепенно меняется ее описание шевеления младенца – от односложного: «он толкается» до тонких разнообразных описаний его движений.

Мы советуем маме заниматься теми видами деятельности, которые вызывают положительный отклик у малыша. Ребенок, как правило, хорошо реагирует на ритмичные музыкальные воздействия, поэтому можно коротенькими запоминающимися песенками (пестушками) отмечать повторяющиеся изо дня в день действия (утреннее просыпание, вечерний отход ко сну, умывание и т.п.). Таким образом, при помощи повторяемых, узнаваемых песенок можно структурировать день малыша. Эти же песенки пригодятся и после его рождения. Если мама хорошо владеет иностранным языком и ребенку нравится слушать, как мама говорит с ним, то можно временами общаться с малышом на другом языке. Обязательно нужно общаться с ребенком, рассказывать ему о том мире, в который он готовится прийти. После пятимесячного «возраста» (срока беременности) неплохо это делать вслух. Умение разговаривать с ребенком очень важно и после родов, многим мамам бывает полезно научиться этому уже во время беременности. Поскольку основная цель занятий – помочь беременной женщине доверять себе как маме и научиться общаться со своим ребенком, а «стартовые» условия у женщин, приходящих на занятия, разные, методический подход к каждой женщине индивидуален.

 
  • Ольга Сергеевна СОЛОВЬЕВА, психолог семейного медицинского центра «Пангея»:,

Научные данные, подводящие базис под идею пренатального воспитания и обучения ребенка, часто противоречивы, но все исследователи сходятся в одном мнении: влияние пренатального периода на способности ребенка и уровень его развития очевидны.

В разное время отечественные и зарубежные исследователи (такие как Коваленко, Добряков, Гроф, Грехем, Оден, Лебойе и многие другие) говорят о том, что родители, зная очевидные механизмы, могут влиять на физическое, интеллектуальное, творческое развитие ребенка, на его чувство ритма, музыкальный слух, эстетический вкус, лингвистические способности, общее  воспитание и обучение и даже внешний облик ребенка.

Но неправильно было бы говорить о целевом развитии интеллектуального потенциала будущего ребенка, не говоря одновременно о физическом, творческом, эстетическом развитии. Каждое действие, совершаемое родителями, будь то рисование, пение, танцы, разгрузочный день, гимнастика или поход в консерваторию, воздействует на целый ряд качеств и способностей ребенка. Ведь изначально Человек - потрясающе гармоничное существо, и все, что требуется от родителей, - следовать этой Гармонии, учиться видеть Ее и жить в Ней.

Специальные занятия с психологом, арттерапия (рисование), занятия образной хореографией (музыкальные занятия с пением, танцами и игровой психотерапией), музыкальные занятия (информация о влиянии различных музыкальных произведений на состояние малыша), специальные выезды на природу (по индивидуальным заданиям), правильный режим питания (имеет огромное влияние на физическое и интеллектуальное развитие), продуманная физическая нагрузка (специальная гимнастика, занятия в бассейне) и многое другое позволяют будущим родителям дать своим детям максимум возможностей для каественного воспитания и обучения ребенка.

Но помимо воспитания и обучения ребенка, у мамы есть реальный и очень значимый шанс подарить своему ребенку светлое и солнечное восприятие мира, умение ставить цели и добиваться их, веру в победу, настойчивость, терпение, оптимизм. Часть курса посвящена информации о том, как период беременности и течение родов могут влиять на многие черты личности будущего ребенка, и практическим тренингам - как самостоятельно влиять на роды, гармонизировать родовой процесс и таким образом воздействовать на формирование характера своего малыша.

Психологи центра подробно объясняют будущим родителям, на что и как влияют определенные занятия мамы. А также помогают определиться - чему уделять большее внимание, исходя из уже выявленных склонностей ребенка (и, соответственно, помогают их определить).

Психологическая работа

Психологи учат родителей уважать индивидуальность своего ребенка еще до его рождения. В этом случае занятия по пренатальному воспитанию и обучению ребенка могут иметь влияние и на малыша, и на родителей. Потому что, по большому счету, пренатальное воспитание начинается с воспитания родителями самих себя. И даже обычная работа психологов, психотерапевтов, помогающая будущим родителям обрести состояние целостности, избавиться от негативных установок, тревог, страхов, разрешить внутренние конфликты и разбудить в родителях желание расти, развиваться – это уже огромный шаг в дородовом воспитании будущего ребенка. Родительское умение мыслить позитивно имеет положительное влияние наравне с походами в консерваторию, пением колыбельных, физическими упражнениями и всем остальным.

И еще очень важно, чтобы основным побудительным мотивом занятий, связанных с пренатальным воспитанием и обучением ребенка было желание вырастить счастливую, гармонично развитую Личность, но никак не стремление реализовать через ребенка свои амбиции.

Огромное значение уделяется установлению глубокого психологического контакта с ребенком, двусторонней связи с будущим малышом, его пренатальному воспитанию и обучению. Ведь, даже начиная заниматься музыкой, будущая мамочка иной раз теряется - почему малыш начинает активно двигаться, слушая Моцарта - это ему очень нравится, или наоборот - не нравится? Когда внутренний двусторонний контакт с малышом налажен (это помогают сделать психологи), мама даже по микродвижениям малыша уже знает, что хочет сообщить ей ребенок, как он относится к тому, что происходит. Это помогает не только во время беременности, но и играет значительную роль во время родов, когда мама и малыш трудятся вместе, совмещая свои усилия, являясь источником силы друг для друга . И конечно же, такой глубокий уровень общения помогает и сразу после рождения малыша, и долгое время спустя.

Очень важно объяснить родителям, что иногда будущий ребенок для них является не столько Учеником, сколько Учителем. И очень важно, чтобы родители были готовы учиться. Иногда - вместе с будущим малышом, а иногда - у него…

Ваш ребенок должен быть счастлив вместе с вами! И развиваться после рождения он будет в среде своей семьи. Поэтому важно родителям «не прыгать выше головы», если они не готовы новый образ жизни, (в котором есть место искусству, музыке, общению с Природой, здоровому образу жизни, да и просто личностному росту) - сделать постоянным .

 
  • Олег Владимирович ТЮТИН, врач-психотерапевт, руководитель клуба беременных «Стихиаль»:

Во всех традиционных культурах считалось, что, когда ребенок родится, ему уже 9 месяцев. Глубинная закладка черт личности ребенка, фундаментального отношения его к миру («мир любит - мир не любит», «миру можно доверять - мир опасен, ему доверять нельзя»), воспитание и обучение ребенка во многом происходит во время беременности и в родах. В классической психологии, начиная с Зигмунда Фрейда, много говорилось о влиянии родовых переживаний на состояние психики человека.

Понятие психической травмы рождения сформулировал Отто Ранк. Наиболее полно развил эту тему Станислав Гроф. Наши наблюдения, сформировавшиеся за 14 лет практической работы с беременными и новорожденными, склоняют нас к представлению, что травма ребенка в родах – это вторичное явление. Первоначальной причиной является наличие или отсутствие любовного контакта у мамы и папы с ребеночком в период беременности, то, насколько сумела мамочка в это время психологически и физически подготовить ребенка к переживаниям в родах, к психо-эмоциональному «марафону рождения». От этого почти полностью зависит, состоится ли эта самая «травма рождения» или ребенок родится идеально и переживания родов у него будут формировать только положительные черты характера, такие, например, как умение терпеть лишения, не уходить от них в алкоголь, наркотики, асоциальные формы поведения, умение преодолевать эти трудности, т.е. развивается сильный, деятельный характер. Если любовный контакт матери с ребенком не был сформирован во время беременности, то значительно меньше шансов на их эмоциональное воссоединение после родов. В этой ситуации женщина не испытывает любовь к ребенку, устает от него, хочет быть в отдельной от него палате в роддоме.

От сформированности любовного контакта мамы и ребенка во время беременности зависит благополучное течение родов, потому что роды идут на «гормонах любви» (окситоцин, простагландины), если контакт сформирован не был, женщина в родах испытывает только боль, она не поддерживает ребенка. Если же мамочка любит своего ребенка и поддерживает его в процессе родов, болезненность схваток уменьшается, «гормоны любви» помогают раскрыться и распуститься промежности.

В нашем клубе работа с беременными ведется с использованием нескольких методов, которые позволяют установить тесный контакт мамочки и отца с ребенком, влиять на физическое и интеллектуальное его развитие:

  • «Тренажерный зал в животике» - это образное название одной из методик. Главная нагрузка, которую получает ребенок в родах, - это недостаток кислорода. Поэтому для того, чтобы научить ребенка в родах без травм переносить кислородное голодание, беременные выполняют специфические дыхательные и вокально-дыхательные тренинги. Мамочки обучаются глубокому, волнообразному и озвученному голосом дыханию. При этом ритмику, рисунок дыхательных упражнений беременная подбирает, опираясь на свою интуицию и ощущения, так, чтобы это было приятно. Сами беременные назвали это «танец дыхания». Второй элемент этой практики – соединение дыхания с волнообразными движениями тела – «танец дыхания» сплавляется воедино с танцем тела.
  • Чисто голосовая практика – «гуделки» (длительное пропевание звука). Вибрации звука образно направляются внутрь тела, в промежность, в область бедер. И эта, и предыдущая практика выполняется не только в зале, но и на занятиях в бассейне.
  • Пренатально воспитывать и психо-эмоционально развивать ребенка позволяет следующий метод: после дыхательных и голосовых практик беременная входит в особое состояние сознания, глубокой расслабленности, покоя, тишины. В этом состоянии мамочки образно свое внимание направляют к ребенку, а далее идет работа с образами. Те образы, которые она хотела бы передать ребенку, которые ей нравятся, мамочка к нему направляет. Таким путем она может задавать те культурные ценности, те личные качества, которые близки ей самой.

На занятии беременным помогают наши акушерки-психологи. Дома же это в качестве домашнего задания ежедневно проводится в теплой ванне под музыку, подбираемую по своему вкусу беременной, а ее музыкальные пристрастия, в свою очередь, диктуются ребенком. Для углубленного контакта со своим ребенком мамочке требуется хотя бы 20 - 30 минут в день.

 
  • Жанна Владимировна ЦАРЕГРАДСКАЯ, директор Центра перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана»:

Сегодня стали модными слова пренатальное воспитание и обучение ребенка, перинатолог и т.д. Давайте уточним значения этих понятий. Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования желаемых качеств личности. Пренатальный период – это период внутриутробной жизни от зачатия до момента родов. Таким образом, пренатальное воспитание есть целенаправленное воздействие на ребенка до его появления на свет.

От природы в человеке заложено знание о том, как должна протекать беременность и как должны проходить нормальные роды. Если что-то происходит вразрез с биологией этих процессов, это запоминается ребенком как травма. Более того, дальнейшие не менее многочисленные и обширные исследования ясно доказали, что стресс, пережитый малышом до появления на свет, приводит не только к психической травме. В результате стресса страдает и физическое здоровье ребенка.

Пренатальный период жизни ребенка относится к бессознательному опыту, который так и остается неосознанным. Как же можно воспитывать малыша, еще не появившегося на свет, сознание которого спит? Оказывается, можно, поскольку все события этого периода не проходят бесследно, а имеют определяющее значение для физического и психического здоровья человека в течение всей последующей жизни. Еще в начале нашего столетия психиатры заметили, что причинами многих тяжелых психических и психосоматических заболеваний послужили события родов и внутриутробного периода. Однако любое воздействие на интенсивно развивающийся плод является позитивным только в том случае, когда полностью соответствует психофизиологическим ожиданиям его организма. Если воздействие с точки зрения биологии некорректно, оно всегда будет стрессом и приведет к разрушительным последствиям.

Итак, природа позаботилась о самой возможности пренатального воспитания и обучения ребенка и определила его значение. Мать должна жить своей обычной жизнью, заниматься бытовыми делами, работать, поддерживать свою физическую форму и приятно проводить свое свободное время, чтобы ребенок имел возможность получать все необходимые стимулы для развития. Результатом полноценной жизни матери будет полноценное физическое и психическое развитие ее ребенка, его успешная адаптация к внеутробной жизни и дальнейшая благополучная социализация.

Однако сегодня многих не удовлетворяет естественная возможность жить полноценной жизнью и оберегать свое чадо от вредных воздействий, они жаждут предпринимать специальные действия для дополнительного воспитания и обучения ребенкадо рождения. На наш взгляд, природа не приемлет насилия: целенаправленное воздействие на плод, в том числе попытки его развития, разрушительно сказываются на развитии его нервной системы и психики. Еще задолго до рождения у ребенка появляется возможность слышать, чувствовать эмоции матери, ощущать вкусы и запахи. Это означает, что он воспринимает сенсорную информацию и на него можно воздействовать, т.е. воспитывать его. Зачем же природе понадобилось все устроить так, чтобы воспитание младенца начиналось еще до его рождения?
Способность плода воспринимать внешние воздействия необходима для его развития и адаптации к внешней среде, включая и социальную адаптацию. Природа дала будущему человеку возможности, которые позволяют ему безболезненно вписаться в жизнь его семьи и приспособиться к тем условиям, в которых она обитает. Уже при рождении малыш обладает определенным базисом, который поможет его адаптации к жизни в сообществе.

Пренатальное воспитание, организованное в соответствии с нашей природой, – это залог полноценного развития ребенка и возможность сохранить его психическое и физическое здоровье, уберегая его от заведомо вредных воздействий. Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие, заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой творческий потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто готовясь отправить его на работу сразу после рождения.

Центр перинатального воспитания "Рожана" занимается пренатальным и перинатальным воспитанием, которое представлено в виде комплексного знания обо всех аспектах материнства. Также беременные изучают психологию младенца до рождения, учатся созерцанию красоты, созданию вокруг себя комфорта. Прекрасно, если во время беременности будущая мама предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты и картинные галереи.

Позиция Центра – это соответствие биологическим законам и соблюдение прав матери и ребенка на счастливое материнство и детство. Методики Центра направлены на максимальное соответствие биологической норме – это и есть гарантия безопасности и залог успеха. Лишь находясь в гармонии с природой можно обрести здоровье и счастье.

К сожалению, мы не смогли предоставить слово всем тем, кто занимается пренатальным пренатальному воспитанию и обучению ребенка. С одной стороны – из-за ограниченности места в журнале, с другой – в связи с тем, что некоторые пренатальные педагоги не сочли для себя возможным поделиться своими достижениями в этой области. Подводя итог, можно сказать, что в основном на занятиях по пренатальному воспитанию используются разнообразные психотерапевтические методы.

Известно, что некоторые школы также включают в свои занятия и такие медицинские методики, как, например, гипокситерапию (беременная женщина дышит воздухом с пониженным содержанием кислорода, в результате чего плод должен «натренироваться», подготавливаясь к нехватке кислорода в родах). Что же думают специалисты по поводу целесообразности и безопасности тех или иных воздействий на маму и ее будущего малыша? Предоставляем слово нашим экспертам.

 
  • Галина Григорьевна ФИЛИППОВА, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии, руководитель секции перинатальной психологии Российского психологического общества и московского отделения этой секции, вице-президент межрегиональной Ассоциации перинатальной психологии и медицины России:

Начнем с того, что сам термин – «пренатальное воспитание ребенка» или «пренатальное обучение ребенка» звучит некорректно. Можно сказать, что это просто несочетаемые понятия. Ведь пренатальный период – это время до рождения, воспитывать и обучать человека в этот время не имеет смысла.

Почему? Дело в том, за 75 лет млн. лет эволюции только млекопитающих природа сделала все, чтобы обеспечить ребенка во внутриутробном периоде всем необходимым для его психического и физического развития, для воспитания и обучения ребенка в достаточном количестве. Можно сказать, что все естественные воздействия, которые испытывает ребенок в утробе матери, жестко дозированы и обеспечивают его нормальное развитие.

У нас нет никаких оснований считать, что общение матери с ребенком во время беременности является непременным условием его нормального психического и эмоционального развития. Известно, что у глухонемых матерей рождаются совершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихся у обычных матерей. Существуют народности, согласно культурным традициям которых общение с ребенком во время беременности не поощряется – по их представлениям, голова у ребенка формируется на девятом месяце беременности, поэтому бессмысленно разговаривать, думать о ребенке, как-то реагировать на его шевеления. И, наконец, есть определенный тип женщин, которые, согласно своим психическим и эмоциональным особенностям, не склонны бурно реагировать на беременность саму по себе и на каждое проявление со стороны ребенка, а также не считают нужным интенсивно с ним взаимодействовать – тем не менее, по нашему опыту, у таких женщин рождаются дети, не страдающие отставанием в развитии. Кроме того, не надо забывать, что, оценивая развитие ребенка после рождения, мы в действительности не можем установить, что он получил во внутриутробный период, а что – за время внеутробной жизни.

Таким образом, ребенок, находящийся в утробе матери, не нуждается в каких-либо специальных воздействиях для воспитания и обучения. Любые методики, предусматривающие непосредственное воздействие на ребенка в утробе матери, мы рассматриваем как неоправданное форсирование его развития, демонстрацию недоверия природе, господу Богу и самой женщине.

Другое дело – будущие родители. Есть беременные женщины (и их мужья), которые безо всяких наставлений общаются с малышом, кладут руки на живот, что-то ему рассказывают – мы говорим, что такие пары обладают высокой родительской компетентностью. Компетентная мама безошибочно различает состояние вынашиваемого ею малыша: его спокойное радостное настроение или беспокойство, неудобство. Такая мама интуитивно чувствует, что надо сделать для того, чтобы улучшить ситуацию, чтобы малышу стало комфортно. И после рождения ребенка ей не составляет труда определить его состояние.

Однако часть родителей в силу ряда причин испытывают определенные трудности, не уверены в своих силах, в своей родительской компетенции. В этом случае психологи и психотерапевты могут помочь им осознать свое родительство, повысить уровень родительской компетентности. Так что понятие «пренатальное воспитание», в сущности, стоило бы заменить на воспитание, или обучение, родителей до рождения ребенка.

В заключение хочется сказать несколько слов о методиках, которые применяются в работе с беременной женщиной (или обоими будущими родителями). Можно выделить три направления этой работы:

  • занятия направлены на то, чтобы женщина как можно мягче прошла через беременность, не заметив ее тягот, тревог и страхов;
  • основной упор делается на подготовку к родам, чтобы свести к минимуму стресс матери и ребенка во время родового процесса;
  • главная задача – подготовить семейную пару к осознанному родительству; при этом беременность и роды рассматриваются как не имеющие самостоятельной ценности, а являющиеся своего рода подготовительным этапом к появлению на свет нового человека.

У каждого из этих направлений есть свое обоснование. Все же мы считаем, что самое главное – подготовить женщину к тому, что она станет матерью, дать ей понять, что радость материнства сопряжена с огромным трудом, что какие-то отклонения в течении беременности и родов, роды путем кесарева сечения не являются определяющими в последующей жизни ее ребенка , поэтому третье направление представляется нам наиболее разумным и обоснованным.

Возможно, вам будет интересна статья "Раннее развитие музыкальных способностей" на сайте 2mm.ru

Источник фото: Shutterstock


Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

12 комментариев


Загрузка...

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—10 из 12

Спасибо, что написали о дородовом воспитании. К сожалению, очень мало об этом пишут и говорят. Очень люблю методику "Сонатал". Также есть еще одна методика дородового воспитания БэбиПлюс (www.babyplus.msk.ru)
Система содержит 16 аудиоуроков со звуком сердца. В интернете можно найти более подробную информацию при желании.

2 марта 2013

Я считаю, что это очень важная информация помогает будущей маме определиться в выборе чем и как ей заниматься. Спасибо.

1 июня 2012

Информация интересная. Большое спасибо!

31 января 2011

в целом,много рассказано о перенатальном воспитании малышей,но никаких конкретных методик к практическому применению не представлено,что,по-моему обедняет всю целесообразность представленной статьи

26 мая 2010

Спасибо, интересная статья. Ну не знаю на этот счет, воспитания там... я заключила договор на дородовое сопровождение с клиникой "Мать и дитя" (в москве живу, да и клиника рядом - на можайском шоссе, д.2), на все 36 недель - очень удобно, и главное чувствуешь себя как-то более защищенно что ли. По моему, это лучшее что сейчас медицина придумала, в муниципальных ЖК такого качества нету, конечно.

17 февраля 2010

Марина Александровна,а где подробнее можно почитать о системе внутриутробного воспитания? Нигде ничего конкретного не пишут, только слушайте музыку, смотрите на красивое и.т.п.

26 января 2010

очень интересная статья!

6 января 2010

Круто спасибо, делаю доклад, очень помогли!!!!!!!!The best!!!!!

28 апреля 2009

Статья большая, но ничего не конкретизированно.

11 января 2009

В 80-х годах в Японии проходил междунарожный съезд акушеров-гинекологов. Меня попросили сделать перевод материалов. В это время я заканчивала мединститут. В 91 году защитила в МОНИИАГе кандидатскую по акушерству и решила завести деток. Тут вспомнила о методиках внутриутробного воспитания, которые активно обсуждались в Японии. У меня родились две девочки: 1993 и 1994 годы. Второй ребенок с ДЦП. Обеим я применяла систему внутриутробного воспитания. Причина ДЦП второго ребенка - тяжелейшая травма в 38 недель беременности- удар автомобиля в живот. После родов я не прератила заниматься с детьми. Все симптомы ДЦП (полная парализация до 11 месяцев) закончились в 18 месяцев. Дети в 4 и 5 лет пошли в первый класс. Закончили физ-мат лицей в 13 и 14 лет с медалями. Поступили в медуниверситет. Сейчас учатся на лечебном факультете.
Я, пользуясь, профессиональными знаниями, рекомендовала и провела еще две пары по системе внутриутробного воспитания. Результат обнадеживает. У одной мамы, сыну сейчас 11 лет. Она не решилась родить подряд второго ребенка (это обязательное условие). Чтобы ребенок не выделялся из среды, пришлось отправить учиться в Австрию. У второй пары два мальчика. Сегодня им 9 и 8 лет. Оба учатся в 6 классе. Все успевают. Очень активны. Родители профессиональные спортсмены, поэтому дети физически развиты. У третьей пары первый ребенок родился с тяжелым пороком позвоночника. До 3 лет провели 4 большие операции. В 4 года ребенок пошел в первый класс. Эти родители решились на второго ребенка с интервалом в 3 года. Результат хуже. Надо рожать первому киндеру друга. Иначе вундеркиндов в нашем обществе не любят. Моих девочек даже били в классе. Приходилось даже лично разбираться с мальчишками.
Вы делаете очень хорошее дело. У вас большое будущее. Впервые в нашей литературе после 1980 года встретила информацию на эту тему. С уважением, д.м.н.,Флорова Марина Александровна.

27 декабря 2008

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Кастинг "Хочу на обложку"
Анастасия
Вот такие мы-пузожители
Вот такие мы-пузожители
Ольга
в ожидании чуда
в ожидании чуда
Ульяна
Хочу на обложку
Хочу на обложку
Dina
Фото для конкурса
Фото для конкурса
Anna
2 фото
2 фото
Екатерина
Хочу на обложку!
Хочу на обложку!
Лина
Хотим на обложку :)
Хотим на обложку :)
Анастасия
На седьмом месяце от счастья!
На седьмом месяце от счастья!
Анастасия
В ожидании ноября
В ожидании ноября
Ульяна
хочу на обложку
хочу на обложку
Галина
Одеваю невесту
Одеваю невесту
ksenia
конкурс фото 3
конкурс фото 3
виктория
в ожидании Алекса
в ожидании Алекса
Анастасия
на природе
на природе
Татьяна
Наш долгожданный!))
Наш долгожданный!))
Елена
Счастливое время)
Счастливое время)
Екатерина
33 недели
33 недели
Olga
Мой маленький секрет
Мой маленький секрет
виктория
в ожидании Алекса 2
в ожидании Алекса 2
Надежда
Дать жизнь - что может быть прекрасней!
Дать жизнь - что может быть прекрасней!
Маргарита
Уже скоро!
Уже скоро!
Ольга
Очень ждем))
Очень ждем))
Галина
Начало 5 месяца
Начало 5 месяца
Мару
Готовимся к появлению нашего любимого мальчика!
Готовимся к появлению нашего любимого мальчика!
Анна
Фото_3 В образе девушки с веслом ;)))
Фото_3 В образе девушки с веслом ;)))
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети

Загрузка...






Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый