Логотип журнала 9 месяцев
Войти через:

Получайте самое интересное: конкурсы, акции, новости


Слух малыша : есть ли проблемы?
17 4.6

Здоровье и уход

Слух малыша : есть ли проблемы?

Проблема диагностики тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое значение она имеет, когда речь идет о детях, так как от состояния слуха ребенка зависит формирование речи.


Профессор кафедры детской оториноларингологии РГМУ, д.м.н.

Начнем с терминологии. Различают два вида недостаточности слуховой функ­ции — глухоту и тугоухость.

Обычно глухотой называют такое по степени снижение слуха, при котором че­ловек не воспринимает на слух речь, даже при использовании слуховых аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная не­возможность восприятия любых звуков встречается редко.

Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании опреде­ленных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового ап­парата или другой звукоусиливающей ап­паратуры).

Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.

В соответствии со статистикой Все­мирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих но­ворожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.

Причинами, приводящими к увеличе­нию числа тугоухих и глухих детей, явля­ются: широкое применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), повы­шение общего радиационного фона и уве­личение пороков развития уха, увеличе­ние числа вирусных заболеваний, алко­гольная и иная интоксикация в период бе­ременности. Развитие и формирование органа слу­ха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжает­ся в течение всего периода беременности.

Специальные исследования показали, что слуховая функция созревает парал­лельно с формированием структур органа слуха уже во внутриутробном периоде. С 20-й недели беременности, когда внеш­няя звуковая стимуляция начинает вызы­вать изменение ритма сердцебиений пло­да, внутреннее строение и работу органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых.

Новорожденные уже могут различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последова­тельность.

В течение 1 -го месяца жизни происхо­дит дальнейшее совершенствование слу­ховой системы и выявляется врожденная приспособленность(адаптация)слуха че­ловека к восприятию речи. Поэтому счи­тается, что обучение языку начинается с момента рождения.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.

Известно, что первые 2 года жизни ребенка являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навы­ков. Лишение ребенка слухо-речевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способ­ность его использовать возможности своего остаточного слуха. Доказано, что в таких случаях дети с трудом наверсты­вают упущенное и имеющиеся у них по­тенциальные способности к речи, чте­нию и письму редко развиваются до кон­ца. Оптимальный период для начала направленного развития слуховой функ­ции соотносится с самыми первыми ме­сяцами жизни (до 4 месяцев). Если слу­ховые аппараты начинают применяться после 9-месячного возраста, аудиолого-педагогическая коррекция бывает менее эффективной. Учет вышеизложенного особенно ва­жен в связи с тем, что, по данным статис­тики, нарушения слуха у детей в 82% слу­чаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е. в доречевой период или в период ста­новления речи.

Определяющим фактором в проблеме реабилитации детей с нарушенным слу­хом является время начала работы с туго­ухим или глухим ребенком. Поэтому пра­вильная оценка состояния слуховой функ­ции имеет особую значимость у детей ран­него возраста, поскольку своевременный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к их реабилитации и помещению в речевую среду.

Современное развитие техники и соз­дание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют выявлять наруше­ния слуха в любом возрасте, даже у ново­рожденных.

У новорожденных и у детей раннего возраста нарушения слуха главным обра­зом являются наследственными и врож­денными.

Тугоухость и глухота: факторы риска

При определении показаний для ис­следований слуха у детей этой возрастной группы следует учитывать факторы риска по тугоухости и глухоте. Выделение таких факторов повышает чувствительность скриннинговых1 методик исследования слуха в 35 раз и обеспечивает идентифи­кацию свыше 75% новорожденных с вы­раженной степенью снижения слуха.

К факторам риска по тугоухости и глу­хоте относятся:

  • неблагоприятное течение бере­менности: токсикоз беременности, уг­роза выкидыша и преждевременных ро­дов, резус-конфликт матери и плода, гестоз (осложнение беременности, проявля­ющееся повышением артериального дав­ления, появлением отеков, белка в моче), опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов: СТРЕПТОМИ­ЦИНА, МОИОМИЦИНА, НЕОМИЦИНА, КАНАМИЦИНА, ГЕИТАМИЦИНА, АМИКАЦИИА, ТОБРАМИЦИНА и пр., которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием; алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
  • патологические роды:преждев­ременные, стремительные, затяжные, на­ложение щипцов, кесарево сечение, час­тичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии (прекращению поступления кислорода) и внутричереп­ной травме плода;
  • патология периода новорожденности: выраженная желтуха, выз­ванная гемолитической болезнью ново­рожденных (состоянием, связанным с разрушением резус-положительных эрит­роцитов плода антителами резус-отрица­тельной матери), недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.;
  • факторы риска раннего детства: сепсис — появление и разм­ножение болезнетворных бактерий в кро­ви новорожденного; заболевания, сопро­вождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лор-орга­нов; черепно-мозговые травмы; примене­ние ототоксических антибиотиков; наркоз и др.;
  • наследственная патология: уг­роза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составля­ет 50%. Наследственная тугоухость в по­давляющем большинстве случаев является сенсоневральной (при этом происходит на­рушение звуковосприятия, т.е. звук доходит до слуховых клеток-рецепторов, а они или слуховые проводящие пути не работают). Различают следующие формы наслед­ственной сенсоневральной тугоухости:
  1. Изолированная, т.е. без другой со­путствующей патологии.
  2. Связанная с различными сопутству­ющими патологиями, такими, как:
  • аномалии наружного уха;
  • заболевания глаз;
  • заболевания костно-мышечной сис­темы;
  • поражения кожных покровов;
  • заболевания почек
  • патологии нервной и эндокринной систем.

Диагностика нарушений слуха

Первую оценку состояния слуха ре­бенка дает педиатр или оториноларинго­лог на основании опроса родителей.

Анкета-вопросник для родителей

  1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
  2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
  3. Поворачивается ли ребенок в воз­расте 1 месяца на звук голоса позади него?
  4. Оживляется ли ребенок в возрас­те 1-3 месяцев на голос матери?
  5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звуча­щей игрушки или голоса?
  6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
  7. Есть ли гуление у ребенка в воз­расте 2-4 месяцев?
  8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
  9. Замечаете ли вы у ребенка появ­ление нового (эмоционального) лепе­та, например, на появление родителей?
  10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
  11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление но­вых звуков и каких?

Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, про­буждает ли спящего ребенка неожидан­ный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положитель­ный ответ предполагает наличие нор­мального слуха.

О 4 — 7-месячных детях выясняют, де­лают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голо­са.

В 7—9 месяцев родители могут оха­рактеризовать способность ребенка опре­делить источник звука.

В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются осо­бенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слы­шать, не видя говорящего, а также како­вы его ответные звуки, словарный запас.

Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют различные зву­чащие игрушки, звукореактометры, восп­роизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широко­полосный шум различной интенсивности.

При этом фиксируют различные реак­ции ребенка: безусловный ориентировоч­ный рефлекс (рефлекс Моро), когда ре­бенок раскидывает руки и совершает ими обнимающие движения и др.; замирание тела или «застывание» ребенка; движе­ние конечностей, разведение рук и ног в стороны; поворот головы к источнику зву­ка или от него; гримасы лица (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз); соса­тельные движения; легкая дрожь всего тела ребенка при пробуждении; широкое открывание глаз; изменение ритма дыха­ния, пульса, и т.д. Внимание уделяют трем видам ответов: рефлекторным реакциям, слуху (поведение в ответ на звуковой сиг­нал) и слушанию (прислушивание, обра­щение малыша в сторону источника зву­ка).

У новорожденных исследование про­водят в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или 1 час после кормления). Для этого используют шум интенсив­ностью 90 дБ УЗД(интенсивность, обоз­наченная на звукореактотесте, достигает­ся при расположении прибора на рассто­янии 10 см от уха) в режиме автоматичес­кого прерывания сигнала. Частота предъ­явления сигнала — 3 Гц.

Это исследование проводится врачом. Ребенка необходимо уложить на твердый матрас таким образом, чтобы голова ле­жала свободно и прямо, а руки и ноги ос­тавались свободными. Следует помнить, что новорожденному ребенку трудно по­ворачивать голову с одной стороны на другую, так как ему мешает затылочный бугор. Поэтому после каждого поворота головы на звук необходимо уложить голо­ву ребенка вновь на затылок. Исходя из того что большинство детей чаще реаги­руют на звук правым ухом («правши»), тест следует проводить, начиная со сти­муляции правого уха, а затем — левого. У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяю­щиеся стимулы, поэтому целесообразно ограничивать количество предъявлений стимула до 2— 3 и увеличивать время межстимульного интервала.

Реакция считается положительной, если новорожденный три раза отвечает на звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: «Слышит ребенок или не слышит?»

У детей в возрасте старше 7 месяцев двигательная реакция характеризуется относительной быстротой.

Описанная методика исследования слуха с помощью поведенческого скри­нинга может быть использована и для де­тей старше 9—10 месяцев, но им предъ­являют как шумовые сигналы, так и то­нальные посылки частотой 500, 2000 и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД в непрерывном режиме. В этом воз­расте дети реагируют на звуковые стиму­лы быстрым поворотом головы в сторону источника звука.

В случае односторонней потери слуха ребенок реагирует только в сторону здо­рового уха независимо от расположения источника звука.

При подозрении на снижение слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический центр (кабинет) на аудиологическое обследование объективными метода­ми. К таким методам относятся:

  1. Акустическая импедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акус­тической проводимости) звукопроводя­щего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии прово­дится запись тимпанограммы и акусти­ческого рефлекса. Это позволяет опреде­лить наличие тугоухости и ее характер.
  2. Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) ис­пользуют при проведении скриннинговых обследований новорожденных и де­тей первых лет жизни. ВОАЭ представ­ляет собой чрезвычайно слабые звуко­вые колебания, генерируемые внутрен­ним ухом в ответ на звуковую стимуля­цию, которые могут быть зарегистриро­ваны в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микро­фона.
  3. Компьютерная аудиометрия по СВП основана на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, воз­никающих в результате акустической сти­муляции органа слуха. С помощью компь­ютерной аудиометрии по слуховым выз­ванным потенциалам определяют объек­тивный порог слуха.

Скрининговое исследование слуха новорожденных с факторами риска по ту­гоухости и глухоте, основанное на реги­страции ВОАЭ и КСВП, — идеальная модель аудиологического скрининга в настоящее время. Для ее реализации не­обходимо не только оснащение соответ­ствующей аппаратурой, но и объединение усилий персонала родильных домов, неонатологов, педиатров и сурдологов (вра­чей, занимающихся обследованием и коррекцией слуха) с целью максимального охвата новорожденных аудиологическим скринингом.

Общепринятым является мнение, что родители или другие члены семьи — первые, кто обращает внимание на воз­можные проблемы со слухом у ребенка. Тем не менее многие из них не знают, что следует предпринять. Неоценимую по­мощь в этом случае оказывают информа­ция и литература, акцентирующие вни­мание родителей на проблеме и путях ее решения.

Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть дос­тигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров, сурдологов. Необходимо, чтобы врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхажива­ния недоношенных учитывал наличие у каждого ребенка факторов риска по ту­гоухости и глухоте (рассмотрены нами выше).

При наличии хотя бы одного из пере­численных факторов врач-неонатолог от­мечает в индивидуальной карте новорож­денного: «Угрожаемый по тугоухости», указывая фактор. При выписке из стаци­онара с родителями проводится беседа, ориентирующая их на возможно более раннее обследование ребенка.

После выписки такие дети берутся на диспансерное наблюдение в поликлинике по месту жительства врачом-педиатром, который знакомит родителей с анкетой-вопросником, отражающей нормальные реакции на звуки у детей различного воз­раста.

Наличие факторов риска по тугоу­хости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления ребенка для аудиологического обследования (ис­следования слуха). Раннее выявление нарушений слуха и своевременное про­ведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.


1Скрининговые исследования проводятся у всех новорожденных для максимального полного выявле­ния данной патологии.

Источник фото: Shutterstock


Читайте также:

Рассказать друзьям

Нравится

Оцените статью:

17 комментариев

Подписаться на отзывы RSS

Комментарии к статье

1—10 из 17

Катерина, это здорово, что ребенку смогли дать возможность слышать нормально. Я вот своему мужу тоже слуховой аппарат предложила купить, так как он постоянно переспрашивает по несколько раз во время разговора и телевизор смотрит чуть ли не на полную громкость. Он согласился, съездил в специальный центр, где ему подобрали слуховой аппарат (он купил ReSound Vea), так сейчас хоть общаемся как раньше - нормально, без переспрашиваний. Да и муж себя сейчас чувствует более комфортно со слуховым аппаратом.

14 ноября 2014 10:01

Могу сказать, что даже такой диагноз на сегодняшний день не означает полный крах жизни или катастрофу. Тут главное, чтобы доктор оказался опытный, вовремя среагировал и назначил правильное лечение. У нашей соседки, например, ребеночек слабослышащий. Как- то с ней разговорилась, что да как. Она говорит, что на данный момент особых проблем нет. Подобрали импортный слуховой аппарат, если не путаю от РиСаунд. Ребенок слышит в нем нормально, ходит в обычный детский сад. Видите, не стоит расстраиваться раньше времени, наука не стоит на месте.

19 августа 2014 20:48

C позволения автора, ссылка на статью по теме глухоты у детей http://medpost.com.ua/kak-slyshit-vash-rebenok-gluhota-u-detej/

1 августа 2014 11:27

Тоже столкнулась с этой проблемой. Первый ребеночек родился здоровеньким, а у второго проблемы со слухом. ЛОР сказал, проходы ушей чистые. Диагностика воспалений не выявила. Диагностика слуха показала, что левое ушко не слышит, в правое звук прошел, но второй наз замерить не удалось, проснулся и начал ерзать. Пойдем еще раз, а после уже направят к другим специашистам, для выяаления степени глухоты. Я конечно надеюсь на лучшее, как и любая мама.

5 марта 2014 14:49

Очень полезно узнать в комментах что статья хорошая. Я просто счастлив. Что за идиоты это пишут. Как поступить, что делать в такой ситуации - никто не написал. Кто как вылечился - тоже 0.

5 марта 2014 03:16

Статья хорошая, полезная для тех, кто столкнулся с этой проблемой.
Указаны современные методы обследования, сроки. Кто беспокоится, тот найдет для себя какие то указатели, или будет продолжать поиск решения проблемы.
Спасибо автору.

25 октября 2013 22:15

мой ребёнок не видит и не слышит врач так принял роды нам 3 мес. что мне делать

3 апреля 2012

статья очень поучительная! моя дочь заметила в 4 месяца, что сыночек не геагирует на звуки, а посещение лора прошло на ура, потресли погремушкой и все, слышит! не придумывайте мамочка, ребеночек слышит!!! пока не сделали все обследования,увы малыш не реагирует на звук..будем предпринимать следующие шаги!! и надеемся что все будет хорошо!!!

3 апреля 2012

статья очень хорошая. нам в роддоме проверяли слух-всё в порядке, приходила педиатр, каждый раз говорила, что ребенок здоровый и всё хорошо... через 2 недели забрала карту из регистратуры и прочитала, что после каждого осмотра педиатр писала в карте, что у нас тугоухость...мне не слова небыло сказано...

10 сентября 2011

Моему сыну 1,5 месяца, в роддоме делали проверку слуха, он ее прошел,а в поликлинике нет(левое слышит,а правое нет)хотя на звук с права реагирует,что делать?

30 июня 2011

Ваш комментарий:

* - обязательные поля.

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.

Конкурсы

Кастинг "Хочу на обложку"
Иоланта
Тридцатая неделя
Тридцатая неделя
Нина
Мечтаю на обложку!!!
Мечтаю на обложку!!!
Виктория
мама королева, дочка принцесса
мама королева, дочка принцесса
Анастасия Коркина
5,5 месяцев беременности
5,5 месяцев беременности
Мария
Наша сентябрьская прогулка
Наша сентябрьская прогулка
Ульяна
Хочу на обложку
Хочу на обложку
Елена
В ожидании чуда
В ожидании чуда
людмила
самое лучшее ожидание
самое лучшее ожидание


"Братик, я тебя очень люблю! Когда ты уже родишься???"
Дина
Мы хотим на обложку)
Мы хотим на обложку)
Виктория Кашеварова
Ждем доченьку!
Ждем доченьку!
Марианна
Марианна
Марианна
Юлия
Участие в конкурсе
Участие в конкурсе
Нина
Мечтаю на обложку!!!
Мечтаю на обложку!!!
Ольга
Мы вместе...
Мы вместе...
Полина
Ждем первенца 8 месяцев
Ждем первенца 8 месяцев
Сона
В ожидании чуда)
В ожидании чуда)
Елена
Третий ребенок - третья попытка
Третий ребенок - третья попытка
Лира
Хочу на обложку!
Хочу на обложку!
Катерина
29 недель беременности
29 недель беременности
Эльвира
В ожидании Принцессы :)
В ожидании Принцессы :)
Иоланта
фото до беременности
фото до беременности
Юлия Арбузова

"Ждем чудо!"
Дарья
7 месяцев
7 месяцев
Анастасия Коркина
5,5 месяцев беременности
5,5 месяцев беременности
Дарья
фото3
фото3
Все конкурсы

Сейчас читают

Интересное в сети







Партнеры
www.konliga.biz www.2mm.ru mamaexpert.ru niani.com mamaexpert.ru samaya.ru
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted. www@9months.ru
1 пиксель белый