На главную
ГРУДНИЧОК
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем
Марина Володина
Педагог

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

      Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
      Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
      По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
      Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
      Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

      Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

      Ай, Ванюша, попляши,
      Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
      Ай, скок, поскок,
      Молодой груздок,
      По водичку пошел,
      Молодичку нашел,
      Целовал-миловал,
      Да к себе прижимал. 

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

      Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе. 

«УРОКИ АНАТОМИИ»

      Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
 Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
 Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
      Идет бай по стене,
      Несет лапти на спине.
      Дитенкам по избенкам
      Дарит по лаптенкам. 

2. (Показывая на нос ребенка):
      - Чей нос?
      - Мокеев.
      - Куда едешь?
      - В Киев.
      - Что продашь?
      - Рожь.
      - Что возьмешь?
      - Грош.
      - Что купишь?
      - Блин.
      - С кем съешь?
      - Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)

      - Не ешь один, не ешь один! 

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
      Токи-токи-тошки,
      Кую-кую ножки.
      Ножки у Антошки
      Едут по дорожке.
      Дорога кривая,
      Ни конца, ни края,
      Грязь по колено,
      Лошадь охромела.
      Топ-топ-топ - приехали. 

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
      Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
      В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
      В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
      А в головку - разумок. 

      Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
      Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

      1. Сорока, сорока, кашку варила,
      На порог поскакивала, гостей посматривала:
      Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
      Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
      Этому - кашки,
      Этому - бражки,
      Этому - пивца,
      А этому - не хватило.
      Поди к колодцу,
      Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
      Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
      Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
      Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
      Тут водичка. 

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
      2. Мальчик-пальчик, где ты был?
      С этим братцем в лес ходил,
      С этим братцем щи варил,
      С этим братцем кашу ел,
      С этим братцем песни пел.
      (Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.) 

      Конечно же, предлагаемые нами варианты потешек и сопровождающих их движений не единственные. В том и прелесть народных песенок и игр, что вы можете сочинять и импровизировать сколько угодно - лишь бы игра оставляла удовольствие вам и вашему малышу. Может быть, вы знаете другие игры для самых маленьких или не всем известные «вариации на тему» «Сороки-вороны» или «Мальчика-пальчика»? Пришлите их нам. Самые интересные игры и потешки будут опубликованы в журнале «9 МЕСЯЦЕВ» (разумеется, с указанием фамилий тех читателей, которые их прислали).


1 Подробнее об изменениях, которые происходят в организме и поведении ребенка в это время, см. в статье А. Митракова »Мир в новом ракурсе: психомоторное развитие ребенка четырех - шести месяцев» (№10/2001).
2 Как сделать такой кубик, вы узнаете, познакомившись с конкурсной рубрикой «Искусница» в этом номере журнала.
3 См. статью Е. Ивановой «Какие бывают игрушки» в этом номере журнала.
4 Об играх с неваляшкой см. мою статью «Развитие ребенка: новые возможности, новые перспективы - ребенку 2 - 3 месяца» (№11/2001).
5 О принципах «диалога» с грудничком см. мою статью «Развитие ребенка. Игры и игрушки: месяц второй»(2001\№9).


Rambler's Top100 Rambler's Top100
9 МЕСЯЦЕВ - №12 - ДЕКАБРЬ 2001