XXI Суперфинал межрегионального конкурса «СЕРЕБРЯНАЯ НИТЬ»
Издательский дом «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА» является учредителем и организатором Межрегионального Конкурса «Серебряная нить — Шик, Сюзанна/Диана Моден и Стильные прически» с 1993 года.
Подробнее »»

Готовимся к родам

Обзор методик

Весь цивилизованный мир уже давно пришел к выводу о том, что женщину (или супругов) нужно специально готовить к появлению ребенка на свет.


Врач акушер-гинеколог, заведующая обсервационным отделением роддома г. Мытищи

Нравится

О «школьных программах»

Основой первичной классификации школ может стать специфи­ка программ их занятий. Эти программы составляются исходя из тех приоритетов, которые есть у организаторов школы: это могут быть профессиональные врачи — акушеры-гинекологи и педиатры, — а также психологи, педагоги или просто опытные родители, которые на основе своего опыта попытались создать собственную программу подготовки к родам.

В основном, за исключением каких-то неординарных решений, можно выделить несколько направлений в деятельности таких школ.

Теоретическая образовательная программа представля­ет собой курс лекций, цель которых — рассказать будущим родите­лям в деталях об особенностях процесса беременности и родов — как в физиологическом, так и в психологическом плане. Как прави­ло, это лекции об изменениях, происходящих в женском организме в период беременности, о внутриутробном развитии ребенка, о важнейших этапах протекания родов и навыках обращения с мла­денцем с использованием в качестве наглядного примера медицинс­ких схем и муляжей. При этом лекционная форма вовсе не означа­ет, что один рассказывает, а все остальные записывают и слушают, — в процессе занятия предусматриваются вопросы слушателей и ответы преподавателей, а также отработка практических навыков, например, кормления или пеленания ребенка.

Кроме лекций, на таких курсах может предлагаться просмотр и обсуждение видеофильмов о родах или процессе грудного вскармли­вания — таким образом будущие родители узнают о различных сце­нариях развития событий во время родов из большого количества конкретных примеров.

Конечная цель таких занятий — постепенно сформировать у бе­ременной женщины (пары) правильное представление о беременнос­ти и родах, не искаженное бытовыми стереотипами и страхами.

Обычно при таких курсах можно купить необходимую литературу, кассеты.

Подобная программа существует и в рамках государственного здравоохранения. Подразумевается, что такую информацию излага­ют на занятиях по так называемой психопрофилактической подго­товке в женских консультациях и медицинских центрах. Однако по разным причинам такая программа не всегда реализуется. Отноше­ние же официального здравоохранения к другим программам, как правило, неоднозначно, а к программам духовного толка и заняти­ям, направленным на подготовку к домашним и (или) водным ро­дам, — резко отрицательно. Такая позиция базируется на имею­щихся статистических данных о большом количестве осложнений во время водных и домашних родов.

 

Программа физической подготовки к родам — это ряд практических занятий, которые проводятся в спортзале или бассей­не. Традиционно они включают тренировки, методики релаксации, дыхательные гимнас­тики, программы естественного оздоровле­ния и закаливания. Все это помогает женщи­не в дальнейшем, во время родов, почувство­вать себя раскрепощенной и полностью от­ветственной за процессы, происходящие в ее организме; например, умение вовремя рас­слабиться позволит уменьшить боль во вре­мя родовых схваток — это и есть цель заня­тий в рамках данной программы.

В бассейне проходят занятия аквааэробикой, которая способствует укрепле­нию мышц, задействованных во время родов.

Психологическая программа это ряд тренингов, групповых или индивидуаль­ных занятий, на которых с помощью опреде­ленных психотерапевтических методов ста­раются уменьшить тревожность, страхи и невротические проявления у беременных женщин, ориентировать их на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражите­ли. Взаимоотношения между супругами во время беременности, переход к новому типу отношений, чувства будущего папы, матери­нство и отцовство также становятся вопро­сами для осмысления и обсуждения.

Воспитательная программа в разнообразной форме она предусматриваетвоспитание чувства материнства через уста­новление и формирование духовной связи между родителями и нерожденным ребен­ком. Нередко в основе занятий лежит идея пренатального воспитания — то есть воспи­тания ребенка и общения с ним до его рож­дения, налаживания с ним двусторонней свя­зи. Иногда, в зависимости от выбранной ме­тодики и направления, проводится индивиду­альная и групповая работа духовного настав­ника, предусматривается посещение концер­тов духовной музыки, церкви.

Программа развития навыков творчес­кого самовыражения — чаще всего это ри­сование и музыка. С помощью изображения своих мыслей, чувств, эмоций на бумаге или прослушивания музыки можно разрешить для себя какие-то внутренние противоречия или изменить в позитивную сторону беспо­коящие переживания. Развитие и выраже­ние творческих идей, которые во время бе­ременности посещают будущую маму, поло­жительно влияют на ее самочувствие и наст­роение.

Все эти основные направления подготов­ки беременной женщины в той или иной сте­пени представлены в каждой школе для бу­дущих родителей, однако пропорции могут отличаться очень существенно. И здесь главную роль играет не столько форма и направление занятий, сколько методики под­готовки к родам, которые воплощаются в со­держании занятий.

 

Методики подготовки к родам

Прежде всего разделяют подготовку к традиционным родам и альтернативные мето­дики. Что скрывается за этими понятиями?

Традиционные роды — это роды, про­исходящие в роддоме, в позиции лежа на спине, под контролем акушера-гинеколога, с использованием при необходимости для ро­женицы лекарственных средств и оператив­ного вмешательства, например эпизиотомии1, стимуляции, кесарева сечения и т.д. Рождение ребенка в данном случае — это управляемый, анализирумый и ежеминутно контролируемый процесс. Поэтому в основе теоретической подготовки беременной жен­щины лежит профессиональное (т.е. меди­цинское) объяснение физиологических и психологических изменений в организме женщины во время беременности и родов, рассказ о правильном питании, необходимой физической активности, немедикаментозных методах коррекции отклонений от нормаль­ного течения беременности, особенности протекания послеродового периода.

На практических занятиях, которыми ру­ководят врачи, осуществляется обучение женщины тем приемам, которые помогут ей легче перенести схватки, правильно тужить­ся и расслабляться во время потуг, понять действия врачей, направленных на облегче­ние процесса родов. В психологическом пла­не акцент делается на сотрудничество жен­щины с врачами, знакомство с роддомом, устранение страха перед родами, изменение общего настроя и понимание каждого мо­мента родов. Физическая подготовка уделяет внимание развитию нужных в родах мышц, освоению поз, оптимальных во время схва­ток.

В связи с тем что идея партнерских родов все активнее воплощается в жизнь в родиль­ных домах России, обучению и подготовке будущих пап к полезному участию в процес­се родов уделяется большое внимание: они должны не мешать врачам, а, наоборот, по возможности помогать им: успокоить жену, сделать ей массаж, руководить дыханием во время схваток.

Альтернативные роды — это роды, происходящие в отличных от традиционных родов условиях. Их существует несколько разновидностей — в зависимости от степени радикальности отрицания традиционных ро­дов. Соответственно, существует и несколь­ко методик подготовки будущих родителей.

 

Вертикальные роды — этот способ родов используют в медицинских родовспо­могательных учреждениях. Во время таких родов женщина находится не в горизонталь­ном, а в вертикальном положении. В основе этого способа родов, помимо различных на­циональных традиций, лежит убеждение в том, что именно в вертикальном положении сила тяжести помогает плоду проходить вниз по родовым путям и сам процесс родов про­текает гораздо быстрее и безболезненнее, а дети рождаются более здоровыми, происхо­дит меньше родовых травм.

Поэтому, кроме теоретической подготов­ки, внимание уделяется и выбору наиболее удобной вертикальной позы в родах: стоя на коленях; стоя, держась за свисающий канат, и т.д. Предусматривается активное участие в родах будущего отца, который предвари­тельно проходит соответствующую подго­товку. Существуют роддома, специализиру­ющиеся на приеме вертикальных родов.

Водные роды — это роды, происходя­щие в воде: в ванной, бассейне, море или в  другом естественном водоеме, куда отправ­ляется роженица вместе с родными, а также с другими сторонниками и последователями водных родов, нередко далекими от медици­ны. В основе водных родов лежит идея, что водная среда облегчает болевые ощущения во время родов.

К самым нетрадиционным методикам подобного типа можно отнести метод, пред­ложенный И.Б. Чарковским. В основе кон­цепции Чарковского — система водного развития ребенка: пренатальная (т.е. доро­довая) акватическая подготовка; роды в во­де; плавание и ныряние новорожденных и грудных младенцев; закаливание и лечение холодной водой с использованием при обу­чении плаванию; и лечение детей с помощью разработанных самим основате­лем методики технических устройств и тре­нажеров. Главное в этой системе — увеличение в водной среде двигательной актив­ности беременных женщин и преодолевших боязнь воды новорожденных, а также убеж­денность будущих родителей в правильнос­ти отказа от традиционной медицины. Хотя метод зародился еще в 60-е годы, он до сих пор носит налет сенсационности, и профес­сиональная медицина не без основания от­носится к нему скептически.

Домашние роды — это роды, происхо­дящие дома (в ванной или ином другом мес­те) при активном участии родственников женщины и так называемой духовной аку­шерки, обладающей не столько медицински­ми знаниями, сколько особыми мировоз­зренческими установками.

 

Сладостные роды, роды без наси­лия — это также варианты родов вне меди­цинского родовспомогательного учрежде­ния, во время которых под воздействием ду­ховного просветления рожающая женщина испытывает состояние, близкое к экстазу или религиозной экзальтации, и не чувству­ет боли. По мнению сторонников этого ме­тода, добиться подобного эффекта можно только путем предварительной духовной ра­боты под руководством опытного наставни­ка. Зачастую такой человек также не имеет ни медицинского образования, ни специаль­ных знаний.

Так как в основе различных вариантов домашних и водных родов лежит такое явле­ние, как духовное акушерство, важно по­нять, в чем заключается его суть.

«Духовная» подготовка

Духовное акушерство основывается на мировоззренческой установке, которая оп­ределяет отказ от медицинских родов по многим   принципиальным   соображениям. Вкратце она такова: таинство рождения — это вход новой души в этот план бытия; каждое рождение является духовным опы­том, который принадлежит людям и не дол­жен узурпироваться прагматической меди­цинской системой. Отсюда — вывод: для самоопределения женщины важно, чтобы при рождении ребенка присутствовали ду­ховные акушерки, а не врачи, среди кото­рых много мужчин. Духовные акушерки — это не профессионалы, а просто опытные женщины, потому что, по мнению сторон­ников этой теории, только мудрость и сопе­реживание, которые женщина интуитивно ощущает при рождении ребенка, могут сде­лать ее источником здоровья и понимания для другой женщины. В результате у жен­щин, доверившихся духовным акушеркам и отказавшихся от медицинской помощи, не­редки случаи тяжелых акушерских ослож­нений, приводящих к серьезным послед­ствиям.

Что касается работы духовных акушерок в плане непосредственной подготовки жен­щины к родам, то зачастую они осуществля­ют лишь индивидуальную подготовку буду­щих родителей к родам преимущественно в духовном плане, считая это более важным, чем физический и теоретический тренинг. Отсюда — значительное количество родов, закончившихся неблагополучно — как для матери, так и для ребенка.

Религиозное направление близко к ду­ховному акушерству. Основой в этом случае могут служить как восточные духовные практики, так и восстановление традиций Русской Православной Церкви в отношении деторождения. Объединяет представителей этих направлений вера в предопределение.

 

У религиозных традиций есть много осо­бенностей, например обилие воды во время родов: человек рождается из вод, в воде про­исходит первое его омовение, крещение, по­этому рождение в воду обеспечивает мяг­кость родов. Но главное — любовь и вера в Бога, молитва к Пресвятой Богородице — защитнице всех рожающих матерей, ведь не­рожденный ребенок является личностью и принадлежит Богу, он имеет душу, способ­ную испытывать все переживания челове­ческие (радость, горе, страх и др.). Роды воспринимаются как Чудо рождения Спаси­теля, повторяющееся через каждую мать. С этой точки зрения, в родах происходит слия­ние души матери и души ребенка и они нахо­дятся под покровом Пресвятой Богородицы, поэтому трудно себе представить возмож­ность возникновения каких-либо медицинс­ких проблем. К сожалению, это совсем не подтверждается реальной практикой, кото­рая свидетельствует о том, что, помимо ду­ховно-мировоззренческой подготовки роже­ницы, должна быть еще и серьезная профес­сиональная медицинская база, которая в случае осложнений спасет жизни матери и ребенка.

Программа подготовки к родам в рамках религиозного направления включает в себя элементы теоретической беседы о том, как протекают роды, но основной акцент делает­ся на индивидуальной и групповой работе ду­ховного наставника. Занятия посещаются семьями. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви.       

Пренатальное воспитание — это мето­дика, основанная на идее связи между эмо­циональным содержанием ожидания ребен­ка и его последующим развитием и обучени­ем: считается, что позитивные материнские эмоции благотворно влияют на развитие не только сенсорики, но и внутриутробного самосознания плода. Эмоциональные и интел­лектуальные потребности нерожденного ре­бенка в этот период гораздо более примитив­ны, чем у новорожденного, но они есть. Ему необходимо, чтобы о нем думали и говорили, а тишина или хаос, в котором оказывается нерожденный ребенок, оставляют глубокий след в его психике.

Занятия по данным методикам посвяще­ны созданию позитивно окрашенной пренатальной среды, которая формируется так на­зываемым пренатальным наставником (он ведет занятие) за счет, во-первых, отождес­твления матери с ребенком, а во-вторых, благодаря ведущему, который создает и поддерживает эмоции положительного спектра — от заинтересованности и любопытства до экстатического восторга. Пренатальные наставники тщательно следят за тем, чтобы в процессе занятий или лечебного воздействия у будущих матерей не возникало отрицатель­ных эмоций (ведь если хорошо матери, то хо­рошо и ребенку).

 

В рамках пренатального воспитания в ка­честве примера стоит выделить методику музыкальной стимуляции развития плода и новорожденного ребенка, а также снятия жизненных стрессов у беременной женщины с помощью музыки.

Основана она на теории, что материнский голос — это камертон, по которому настраивается аппарат мировосприятия ре­бенка. Чем богаче будут интонации матери­нского голоса, тем богаче будет это мирово­сприятие. Это значит, что будущая мама должна петь, когда ребенок еще находится во внутриутробном состоянии, так как плод воспринимает все вибрации материнского организма. В данном методе используются три фактора воздействия музыки на орга­низм человека: психолого-эстетический (ас­социации, эмоции, образный ряд); физиоло­гический (функциональный, с помощью ко­торого можно тренировать отдельные функ­ции организма); вибрационный (вибрации, как физическое явление, оказывают опреде­ленное воздействие на клетки плода, акти­визируя различные биохимические процес­сы в них).

Этот метод предполагает не только музи­цирование, но и дыхательную гимнастику, и физические упражнения, а также общение беременной женщины со своим ребенком с помощью специального прибора — двух во­ронок, соединенных трубкой, одна из кото­рых прикладывается к материнскому животу, другая — подносится ко рту матери.

Многообразие используемых сегодня отечественных методик дополняется также западными идеями в этой области, которые в России имеют тенденцию к распростране­нию — их используют отечественные школы подготовки к родам.

Зарубежные методики подготовки к родам

Метод Ламазе (методика подготовлен­ного деторождения). Один из самых распро­страненных в мире, он был разработан док­тором Фердинандом Ламазе в 1951 г. В его основе — взаимосвязь представлений о бу­дущих событиях, их моделирования в созна­нии и самими событиями, которые предстоит пережить в реальной действительности. По­этому опыт, приобретенный в процессе это­го моделирования, может оказывать реаль­ное воздействие на чувства и переживания при проявлении ожидаемых событий в буду­щем. В плане подготовки к родам, опыт контроля над нашими физиологическими ре­акциями,  приобретенный  на тренировках, может помочь держать их «в узде» в реаль­ной жизненной ситуации: узнав все о про­цессе деторождения и научившись правиль­но расслабляться и напрягаться во время родов, мы многое можем сделать для облег­чения собственного состояния, когда действительно придет время рожать. В этом и заключается основной смысл методологии Ламазе.

 

Методика предусматривает изучение специальной популярной литературы, виде­опособий, с последующим подробным раз­бором информации во время семинаров, и, разумеется, значительное количество часов для практикума.

Занятия проводятся специально под­готовленными преподавателями из числа немедицинских работников, а также вра­чами, акушерками и медицинскими сест­рами. Занятия посещают оба будущих ро­дителя.

Метод Бредли. Он требует осознания процесса родов как природного физиологи­ческого акта и в связи с этим предусматри­вает овладение навыками «управления и сотрудничества» по отношению к собствен­ному телу. Для этого используется релакса­ционная и медитативная техника, а также особая методика дыхания. Женщины учатся подражать положению и дыханию (медлен­ному и глубокому) во время сна и приме­нять релаксационную технику, которая мо­жет облегчить недомогание первого перио­да родов. Она не рекомендует модели дыха­ния, применяемые в школе Ламазе, а пред­лагает так называемое брюшное, глубокое дыхание. Рожающим женщинам в большей мере рекомендуется сконцентрировать вни­мание на своем теле и сотрудничать с ним, вместо того чтобы отвлечь внимание от собственного тела и сконцентрировать вни­мание на какой-нибудь точке окружения (что рекомендуется в методе Ламазе), что­бы отвлечь свое внимание от ощущаемого дискомфорта.

В школах, построенных на методе Бред­ли, считается, что необходимо полных 9 ме­сяцев для полной физической и эмоцио­нальной подготовки к родам. Посещают их оба супруга, так как метод Бредли предпо­лагает активное участие мужа в родах.

Метод Гампер. Эта психофизическая философия возникла в 40—50-е гг. XXвека в США. Она связывает релаксационную технику с предродовым психологическим формированием роженицы с целью перело­ма цикла: боязнь — напряжения — боль. Это была первая философия, которая включила будущих отцов в процесс появле­ния на свет малыша и позволила им прису­тствовать в родовых залах.

Обучение начинается на 4-м месяце бе­ременности и проводится инструкторами, имеющими свидетельство об окончании специального курса, позволяющего им про­водить обучение методом Гампер (названно­го так по фамилии акушерки Маргарет Гам­пер, которая внушила эту идею доктору Дик-Риду).

Гипно-роды. Британские психологи предлагают новую методику подготовки к родам, которая обеспечивает быстрое и со­вершенно безболезненное рождение ребен­ка. Новая техника называется «гипно-ро­ды»; она предполагает самовнушение и са­могипноз.

 

Суть этой техники заключается прибли­зительно в следующем. На протяжении всей беременности или же в течение пос­леднего триместра женщина учится не просто правильно дышать, а осваивает осо­бую технику дыхания, больше схожую с йоговской. Беременная женщина постоянно практикует визуализацию ребенка и про­цесса родов, с одной стороны, подготавли­вая себя к этому моменту, а с другой — ус­танавливая психологическую связь со сво­им малышом. Гипно-роды также предпола­гают самогипноз — состояние легкого транса, в которое вводит себя роженица. Если все получается правильно, то никаких болезненных ощущений роды не вызывают. Естественно, все эти техники подкрепляют­ся правильным дыханием, которое помогает удержать состояние транса, а также рас­слабляет или напрягает определенные мышцы.

Длительность курса

Продолжительность курса подготовки к родам разная и составляет от 1 разового за­нятия до постоянных еженедельных занятий, посещаемых на протяжении всей бере­менности. Длительность одного занятия — от  1 часа до 4 часов.

В зависимости от самочувствия, можно выбрать наиболее подходящий для себя ва­риант. Хотя быть привязанными на протя­жении всех 9 месяцев к курсам и постоянно чувствовать эту зависимость могут лишь очень организованные люди.

Что, как и когда выбрать?

  • Лучше  не  откладывать  посещение курсов на самые последние месяцы бере­менности, ведь полученные знания должны быть усвоены, а навыки отработаны. На это требуется время, к тому же самочувствие последних месяцев и большой живот могут осложнить вам жизнь. Лучшее время для посещения школы — 2-й триместр бере­менности.
  • Определившись со временем, опреде­литесь с программой. Каждая школа рабо­тает по своей методике — выясните для се­бя, подходит ли она именно вам, что для вас наиболее   актуально    —    теоретическая часть, физическая подготовка, психологи­ческий   тренинг.   При   выборе   методики имейте в виду, что гораздо лучше, когда школа не акцентирует внимания на каком-то одном способе родовспоможения (верти­кальные, водные, домашние роды), а осве­щает в равной степени все варианты. Тогда женщина сама приходит к выбору нужной ей системы.
  • Перед записью в школу посетите ее с ознакомительной   целью,   присмотритесь (обычно первое занятие проводится бесп­латно). Обратите внимание на помещение, в котором проходит занятие, — насколько оно комфортно для вас.
  • Уделяйте большое внимание профес­сионализму и личностным качествам препо­давателей и инструкторов.
  • Оцените разнообразие методов рабо­ты и их сочетаемость.
  • Обязательно серьезно взвесьте свою ответственность за жизнь и здоровье ребен­ка, прежде чем выбрать какую-либо экстре­мальную методику родов. Помните: от ва­шей подготовленности к родам и от вашего выбора зависит многое.

 


 

1Эпизиотомияразрез промежности.

Журнал «9 Месяцев», №11, 2004

 

Источник фото: Shutterstock


Готовимся к родам

Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.

Статью оценили 2 человек. Средний балл: 1.5 из 5
8 комментариев.

Комментарии к статье

  • Елена 16 июня 2013, 17:12
    Знаете, а я предлагаю счесть за главное в подготовке все же подгузники и всякая детская утварь( ну типа пеленки распашонки и медикаменты) А вот без подгузников будет реально трудно. Знаете? Я вообще за эко многоразовые подгузники, выбираю пампусики - за прочность, качество хлопка и профпригодность.
  • Елена 24 января 2012
    Про религиозное направление - полный бред!!!!! Сама верующая православная христианка. Среди прихожан храма ( не только нашего)есть те, кто рожает всех своих детей исключительно в роддомах ( таких большинство, между прочим!), есть те, кто рожает дома с духовной или профессиональной акушеркой, есть те, кто рожал и в роддоме и дома. Так что никакого религиозного направления в родах не существует! То, что написал автор в статье про религиозное направление - выдумка!
  • Ирина 26 декабря 2011
    Я мама и, к сожалению, не проходила таких курсов, а очень жаль. Они помогают при родах.
  • annaskr 24 января 2011
    Сама рожала дома с духовной акушеркой. Все было красно, мой мальчик долго не рожался и мы спустя несколько часов спокойно поехали в роддом за стимуляцией. Благодарна этому домашнему периоду, следующего ребенка буду снова рожать дома. Сейчас нашла женщину, которая проводит курсы "роды без боли" Пригласила ее в Москву, набираем группу слушателей.
  • Мария 15 января 2011
    С Романом полностью согласна. я так понимаю это еще и своеобразная мода на экзотические ритуалы и экстрим во всем.
    Никому бы не посоветовала экспериментировать на ребенке. Роды все же опасное дело, надо обращаться к опытным врачам.
  • Татьяна 6 мая 2010
    Спасибо, очень хорошая статья. А кому "фуфло" и незачем читать:)
  • Анна 22 ноября 2009
    Хорошо структурированная статья,все очень доступно и по теме. Спасибо!
  • Роман 18 марта 2009
    Я такое фуфло еще не читал! Православная Церковь не делает никаких курсов, практик и т.п.!! А то, что различные шарлатаны причисляют себя к РПЦ-давно всем известно! Но не надо говорить, что это церковная практика!
Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке.
Буквы чувствительны к регистру.
Добавить комментарий
Опрос

У вас есть дети?

Последний выпуск
Последний выпуск №11-2014



ПАРТНЕРЫ

 
0.614 c., 6.32 Мб.
Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted.